Антикризисный план правительства сейчас обсуждается на многих дискуссионных площадках.
"РГ" решила обратиться за комментариями к вице-премьеру Александру Жукову.
Российская газета : Александр Дмитриевич, какова основная идеология антикризисного плана? Как можно больше вкладывать государственных средств в борьбу с кризисом, делать ставку на инновационное развитие и добиться принципиального реформирования экономики?
Александр Жуков : Идеология проста - выйти из кризиса с обновленной экономикой, опирающейся на внутренние источники роста. Помочь сохраниться предприятиям, которые имеют ясные, четкие планы производства конкурентоспособной продукции, нацелены на внедрение инноваций, но испытывают временные финансовые трудности.
Наша главная задача - сохранить максимально возможное количество рабочих мест, избежать массовых увольнений, особенно там, где трудно найти другую работу, - это касается в первую очередь градообразующих предприятий. Одновременно необходимо создавать новые вакансии для тех, кто потерял работу, - за счет госзаказа, строительства дорог и жилья, поддержки малого и среднего бизнеса, общественных, временных работ. Ну и, наконец, не паниковать и не отказываться от выбранных ранее приоритетов в социальной сфере - улучшения качества здравоохранения, образования, увеличения пенсий и пособий.
РГ : Почему программа правительства начинается со слов, что публичные обещания будут исполняться в обязательном порядке? Разве полгода назад они не исполнялись?
Жуков : Полгода назад никто не мог предположить, что доходы бюджета в 2009 году упадут на треть по сравнению с прошлым годом. Если бы не накопленные резервы, то у нас просто не было бы возможности выполнить данные ранее обещания без включения печатного станка и внешних займов. И хотя резервы далеко не бесконечны - если тратить такими темпами, их хватит на два с небольшим года, - правительство увеличивает с 8,5 процента, как это планировалось изначально, размер индексации пенсий и всех социальных выплат до 13 процентов. Только это потребовало дополнительных расходов почти на 400 млрд рублей. А если к этому добавить средства на увеличение пособий по безработице, дополнительные деньги на лекарства, жилье для ветеранов Великой Отечественной войны, помощь регионам - в основном на социальную сферу, - то получится уже около 800 млрд рублей. Вот почему важно понимать, что, несмотря на серьезные проблемы с бюджетом, социальные обязательства и поддержка населения в этот период - главные приоритеты антикризисной программы.
РГ : Последние 10 лет в правительстве говорят о том, что нужно слезть с "нефтяной иглы". Каким образом это можно сделать? В программе, в частности, упоминается инновационное развитие. Как оно будет простимулировано?
Жуков : Развивать конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Продолжать реализацию начатых программ развития авиастроения, судостроения, поддерживать автомобильную промышленность, развитие сельского хозяйства. Не снижать выделения средств на науку и научно-исследовательские разработки, которые будут способствовать дальнейшему развитию. Все эти направления сохранены в антикризисном бюджете.
Сейчас, конечно, важно эффективно распорядиться средствами, не "профукать" накопленные нефтяные деньги, а создать задел для дальнейшего развития и существенно снизить зависимость от мировых цен на наше сырье. Кстати, с этой целью снижаются пошлины на ввозимое технологическое оборудование, не производимое в России, снижаются налоги на прибыль предприятий, ускоряется амортизация. В общем, стратегический курс на инновационное развитие, определенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, сохраняется, несмотря на кризис.
РГ : Много говорится о том, что необходимо простимулировать спрос. Один из способов - обеспечить доступность кредитов. Но в мерах нет ни слова о снижении ставки рефинансирования. Каким образом можно добиться увеличения внутреннего спроса?
Жуков : Отсутствие доступных недорогих и долгосрочных кредитов, на мой взгляд, главная проблема, затрудняющая выход из кризиса. Предприятий, которые могут выдержать ставку в 25 процентов годовых, в промышленности практически не существует. Однако ясно, что главная причина такой высокой ставки - инфляция. Именно поэтому один из главных приоритетов антикризисной программы - ответственная макроэкономическая политика, целью которой является снижение инфляции в 2010 году до 10 процентов, а в 2014 году - до 7,5 процента. В 2009 году программа антикризисных мер предусматривает субсидирование процентной ставки для приоритетных секторов промышленности, а также предоставление госгарантий по кредитам для системообразующих и оборонных предприятий. Эти меры, конечно, не решают всех проблем, но позволяют существенно удешевить стоимость денежных ресурсов для наиболее важных отраслей.
Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через инвестиционные проекты в сфере транспорта, телекоммуникаций, реализуемых в рамках Федеральных целевых и инвестиционных программ и инфраструктурных проектов Инвест фонда.
Жилищное строительство, отмечу, - это и экономический, и социальный приоритет политики правительства. Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала, - а это почти 90 тысяч семей. В антикризисную программу включены реструктуризация ипотечной задолженности, выполнение социальных обязательств перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны, а также молодыми семьями - все это поддержит строительный сектор, хотя и государственными деньгами. При этом организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам тоже необходима, и правительство намерено развивать ее как антикризисную меру. К примеру, важной частью такой поддержки стало решение, позволяющее организациям включать в состав расходов суммы, уплаченные в возмещение затрат работников на приобретение или строительство жилья, а также удвоение вычета из подоходного налога граждан, приобретших жилье.
РГ : Вы уже сказали, что главная цель антикризисной программы правительства - сохранение рабочих мест. Насколько острой является ситуация с безработицей? Что уже сделано для ее снижения в регионах?
Жуков : Всего в России сейчас 6,4 млн безработных, согласно подсчетам, сделанным по методике МОТ. Зарегистрированных безработных в службе занятости - 2 млн 164 тысячи человек. Для сравнения - в октябре 2008 года их было 1 млн 247 тысяч человек. Последние недели их число увеличивается в среднем на 30 тысяч человек. И это при том, что в первые месяцы 2009 года были пиковые недели, когда увольнения шли значительно большими темпами. Ситуация острая, требующая активных действий региональных и федеральных властей на рынке труда, но не критическая. Правительство завершает работу, начатую в октябре вместе с нашими социальными партнерами, работодателями и профсоюзами, по контролю ситуации на рынке труда, которая позволяет оперативно оценивать проявления кризиса в сфере занятости и принимать упреждающие решения. Практически завершена работа с регионами по подготовке антикризисных программ - именно в них заложен набор конкретных решений для поддержки рынка труда, и именно под них выделяется дополнительное финансирование. Каждая программа основывается на экономических оценках положения субъекта Федерации и его предприятий и на прогнозе по занятости работников этих предприятий.
Стоимость одобренных программ - около 25 млрд рублей. На антикризисные мероприятия на рынке труда в бюджете предусмотрено 43,7 миллиарда рублей. Таким образом, если ситуация будет ухудшаться, у нас есть запас прочности.
Кстати, возвращаясь к бюджетной политике как к антикризисной мере, - стоимость сокращенных по решению правительства административных расходов примерно равна размеру средств, выделенных на антикризисную работу на рынке труда в регионах.
РГ : И какова эффективность предлагаемых правительством мер по поддержке рынка труда?
Жуков : В результате реализации программ должно быть создано более 980 тысяч временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения. Более 173 тысяч работников пройдут подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Без малого 50 тысяч выпускников образовательных учреждений пройдут стажировки. Не менее 48 тысяч человек получат поддержку своим предпринимательским инициативам, реализация которых, помимо обеспечения собственной занятости, позволит создать дополнительно не менее 150 тысяч рабочих мест в сфере малого бизнеса. Адресная финансовая поддержка будет выделена не менее 15 тысячам граждан, переезжающих для временной или постоянной работы в другую местность.
Вот по этим показателям мы и будем определять эффективность мер по поддержке рынка труда применительно к каждому региону. А общий показатель - количество зарегистрированных безработных - в 2009 году не должен превысить 2,8 млн человек.
РГ : Предложенная в плане мера по рынку лекарств кажется антирыночной. Каким образом будет устанавливаться предельная отпускная цена в аптеках? Как удастся договориться с посредниками?
Жуков : Принято решение ввести обязательный порядок регистрации цен на жизненно важные лекарства. Кроме того, будет зафиксирован предельный уровень торговых надбавок. К сожалению, до сего момента не было органа по контролю за ценами на лекарства. Но сейчас такое поручение дано Федеральной службе по тарифам.
Правительство также намерено пересмотреть минимальный ассортимент лекарственных средств, который должен быть в каждом аптечном учреждении, чтобы не было перебоев со снабжением населения.
Не вижу ничего антирыночного в этих решениях - только социальную защиту и заслон от спекуляции.
РГ : В правительстве объявили, что антикризисный план будет широко обсуждаться в обществе. Какие дополнения в него уже поступили?
Жуков : Обсуждение действительно идет очень широкое, и поступает множество предложений. При этом отмечу, что фактически наши социальные партнеры - профсоюзы и работодатели - были подключены к выработке антикризисных решений с первых же дней. Так что большая часть инициатив уже в антикризисной программе учтена.
А среди поступающих предложений серьезного внимания, на мой взгляд, заслуживает мера, дающая наибольший положительный мультипликативный эффект для развития экономики, - увеличение господдержки строительства доступного жилья.