В пятницу минэкономразвития внесло в правительство откорректированный вариант антикризисной программы.
Она дорабатывалась с учетом замечаний граждан, общественности и деловых кругов. К концу недели ее планируют обсудить на заседании правительства в завершенном виде.
Какие из "народных инициатив" были услышаны, а от чего пришлось отказаться? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает один из авторов антикризисной программы, директор департамента стратегического управления и бюджетирования минэкономразвития Олег Фомичев.
Российская газета: Что изменилось в программе после обсуждения?
Олег Фомичев: Практически во все разделы внесены изменения и дополнения. Усилены положения о развитии механизмов поддержки жилищного строительства, включая строительство социального жилья и эконом-класса. Расширен набор мер по поддержке малого и среднего предпринимательства и многое другое. Мы получили более 2 тысяч замечаний и предложений из всех регионов, от бизнес-ассоциаций, множества иных организаций.
Но и это, впрочем, не окончательный вариант. 6 апреля председатель правительства обсудит в Госдуме антикризисные меры, и депутаты тоже выскажут свои замечания. В течение недели мы сведем их с предложениями граждан, региональных властей, экспертного сообщества, и представим в правительство к 9 апреля откорректированную версию.
РГ: Правки могут быть радикальными?
Фомичев: Не думаю. Во-первых, основные позиции все-таки уже отражены. Во-вторых, у нас есть существенное ограничение: мы не можем добавлять в программу меры, которые требуют серьезного финансирования в 2009 году. А в бюджете, как известно, запаса жирка нет. "Дорогостоящие" предложения будут прорабатываться для 2010 года. У нас уже собралась огромная копилка из писем от граждан, которые в течении двух недель присылали свои предложения к антикризисной программе.
РГ: И какие из предложений граждан могут быть поддержаны уже в этом году?
Фомичев: Скорее всего, мы доработаем раздел по снижению административных барьеров для бизнеса. Предложения по этому поводу поступают в большом количестве.
Почти наверняка будет усилен раздел по стимулированию жилищного строительства. Срочно следует принимать решение по возобновлению жилищно-строительных кооперативов граждан. Такой проект закона уже разработан. Могут появиться дополнительные меры по упрощению и удешевлению выделения земельных участков под строительство.
Там, где меньше свободной земли, может идти речь о господдержке многоэтажного строительства. Правда, нужен механизм, чтобы деньги направлялись не на выкуп уже построенного жилья, а на строительство нового. Тема жилья, кстати, занимает одно из первых мест во всех предложениях, но конкретные решения еще предстоит выработать.
К концу апреля мы планируем предложить "меню" мероприятий по стимулированию инновационной активности, в том числе и по поддержке частных проектов. А в программе могут быть обозначены контуры этого направления, чтобы, как говорится, "застолбить" место.
РГ: Какие еще "народные" инициативы предлагались в программу?
Фомичев: Много предложений по социальной поддержке граждан. Обсуждается, например, увеличение с полутора до трех лет периода выплаты пособий после рождения ребенка. Но не знаю, войдет ли эта мера в окончательный перечень, потому что в этом случае еще предстоит просчитать нагрузку на бюджет.
Регионы упор в основном делают на сельское хозяйство и переработку. Довольно жестко люди настроены против торговых сетей. Жалобы на их деятельность и злоупотребление доминирующим положением есть во многих письмах. Почти все пишут, что необходимо сохранить или даже увеличить государственный спрос, государственные инвестиции.
РГ: И какое будет принято решение?
Фомичев: Во-первых, агропромышленный комплекс - пока одна из немногих отраслей, которая даже в условиях кризиса демонстрирует вполне неплохие показатели, потому что цены на импорт из-за курсовой разницы выросли, и наши продукты стали значительно более конкурентоспособными на внутреннем рынке. Во-вторых, в сельском хозяйстве уже реализуется достаточно большая национальная программа. Другое дело, что надо, видимо, разбираться, как срабатывают меры поддержки по конкретным регионам, и решать проблему с доступом нашей сельхозпродукции в торговлю.
РГ: Тогда почему в программу не попал закон о торговле?
Фомичев: Я бы не сказал, что это антикризисная мера. Обсуждение законопроекта тянется не первый год. Меры, которые предлагают регионы, на наш взгляд, носят излишне жесткий характер. Безусловно, нужно антимонопольное регулирование, но в каком объеме, и какой жесткости - это тема для обсуждения.
РГ: А развитие инфраструктуры, расширение внутреннего спроса будут стимулироваться?
Фомичев: Нельзя сказать, что эти направления сжимаются. Они сокращаются по сравнению с теми планами, которые мы ставили перед собой на 2009 год раньше. Но тогда исходили из роста экономики в 6 с лишним процентов. Сейчас ситуация изменилась. Тем не менее, по большинству "инфраструктурных" статей расходы все равно либо на уровне 2008 года, либо - выше.
Кроме того, программа предусматривает поддержку инвестпроектов, которые создадут возможности для посткризисного роста экономики. Там сразу заложены два блока. Первый касается уже существующих проектов, включенных в федеральные целевые программы - оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, космос, судостроение и так далее. По ним госрасходы в проекте бюджета либо вообще не снижены, либо сокращены по минимуму. А второй блок - работа на перспективу. Как я уже говорил, в 2009 году мы хотим создать механизмы, стимулирующие появление новых проектов по модернизации, внедрению инновационной продукции. Сейчас такая поддержка ограничена федеральными целевыми программами и госзаказом. Мы постараемся предложить новые инструменты их господдержки.
РГ: А какие меры могут быть исключены из программы?
Фомичев: Скорее всего, не войдет мера, предусматривающая право беспошлинного экспорта круглого леса для крупных инвесторов в лесопереработку. Такой подход вызывает резкую реакцию в большинстве аудиторий, многие считают, что это неправильные меры, шаг назад. И предлагают от такого послабления отказаться. Впрочем, окончательное решение будет за правительством.
РГ: Будут ли какие-то дополнения по системообразующим предприятиям? В США и в Европе, например, хотят ограничить в расходах компании, получающие господдержку. А у нас?
Фомичев: И у нас есть предложения ввести запрет на бонусы и выплату вознаграждений менеджменту предприятий, получающих господдержку, на приобретение на эти деньги непрофильных активов и валюты. Де-факто такие условия уже учитываются в работе с системообразующими предприятиями. Но сложно сказать, как их можно оформить с чисто юридической точки зрения. Кстати, в США и в Европе столкнулись с такой же проблемой.
Тем не менее, окончательно мы не отказываемся от идеи контроля за средствами господдержки. В доработанной редакции программы мы уже включили требования по бонусам, прозрачности и т.д. в качестве обязательств, которые предприятия должны брать на себя при получении господдержки.
РГ: В программе ничего не сказано о том, как будет контролироваться реализация и эффективность антикризисных мер. Почему?
Фомичев: По большей части мер уже даны конкретные поручения - со сроками, исполнителями. Эта информация будет опубликована, как только документ будет утвержден постановлением правительства.
Высказывалась также идея дополнить программу разделом с количественными индикаторами эффективности антикризисных мер. В принципе, предложение привлекательное. Но у антикризисной программы есть своя специфика - короткий срок ее реализации. На таком отрезке времени мы просто не успеем отследить, какой эффект дадут меры. Впрочем, проработать идею с индикаторами министерство все же попытается, в процессе доработки программы к заседанию Правительства мы постараемся такой раздел сформулировать.
Еще одна наша вечная проблема, которая особенно ярко проявилась в кризисных условиях: медленное доведение до практической реализации уже принятых решений. Над этим надо серьезно работать.
РГ: И как?
Фомичев: Изменить режим, в котором привыкли работать госорганы. Сейчас так работать уже нельзя. Недавно приняты поправки в регламент правительства, которые вводят принцип согласования по умолчанию. То есть если мы отправили документ на согласование и не получили ответа в срок, считается, что все согласовано, разногласий нет.
РГ: Антикризисная программа рассчитана на год. Значит, в следующем году меры действовать уже не будут?
Фомичев: Какие-то меры останутся, какие-то - нет, или будут уточняться, пересматриваться. Скажем, возможность направлять материнский капитал на оплату ипотеки сохранится. По предварительной оценке, более половины мер в программе рассчитаны на 2009-2011 годы. Но те из них, которые требуют госрасходов, будут пересматриваться и пересчитываться.
К тому же все, что мы хотим реализовать на более долгую перспективу, надо согласовать со среднесрочными и долгосрочными приоритетами.
РГ: Когда будет готова антикризисная программа на 2010-2011 годы?
Фомичев: Наши планы станут понятны ближе к середине года, когда будет подготовлен проект бюджета. Дискуссия по антикризисным мерам развернется и на Петербургском экономическом форуме. Мы обсудим их плюсы и минусы на фоне шагов, предпринятых в других странах. Интересно может повернуться дискуссия по поводу инфляции, процентных ставок, стимулирования спроса. Не исключено, что по итогам Питерского форума наша политика и политика наших партнеров может несколько измениться. Естественно, это повлияет на формирование антикризисной программы на 2010-2011 годы.
Я хотел бы отметить еще одну важную деталь. Многие относятся к антикризисному плану как к новой программе правительства, спрашивают, почему в нем нет такой-то отрасли, что-то не указано. Но это не новая программа действий правительства, а "антикризисное дополнение" к уже существующим программам. Не надо воспринимать антикризисные меры в отрыве от всего остального и пытаться поместить в них абсолютно все планы и задачи.