"Я не разделяю мнения о неизбежности второй волны банковского кризиса. В ближайшие месяцы ожидаю начало экономического роста в России".
Этими оптимистическими заявлениями председатель Центробанка Сергей Игнатьев разрядил мрачные прогнозы, которыми банкиры делились друг с другом на съезде Ассоциации российских банков (АРБ).
Среди главных раздражителей - высокая ставка рефинансирования Центробанка, которая тянет за собой удорожание кредитов для предприятий реального сектора экономики. Такая политика "дорогих денег", по мнению президента АБР Гарегина Тосуняна, озвучившего с трибуны съезда самые больные проблемы банковского сообщества, не способствуют расширению производства, росту конкуренции, делает бизнес заемщиков нерентабельным, что еще больше усугубляет ситуацию в экономике.
В ответ глава ЦБ вооружился цифрами и привел свои доводы. По его словам, вскоре все более значимую роль начнут играть факторы, способствующие снижению инфляции. Это - абсолютное сокращение в последние месяцы денежно-рублевой массы и сохраняющийся низкий уровень мировых цен на продовольствие, энергоносители, сырьевые товары. "В целом за 2009 год инфляция составит, по нашим оценкам, примерно 13 процентов. Возможно, будет несколько ниже", - сообщил Игнатьев. Позже, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", когда такой момент, по его мнению, настанет и что послужит сигналом к снижению ставки, Игнатьев заметил: "Если, по данным Росстата, апрельская инфляция 2009 года будет ниже, чем апрельская в прошлом году, то, возможно, хотя и неопределенно, это и станет сигналом".
"Не следует принимать поспешных решений" - так прокомментировал Сергей Игнатьев второй "раздражитель" банкиров - нарастание "плохих долгов" и создание одноименного фонда. По приблизительным оценкам банковского сообщества, к концу года невозвраты кредитов в стране могут достичь 10-20 процентов.
"Это серьезная проблема, которой мы сейчас уделяем очень много внимания", - дипломатично согласился Сергей Игнатьев, но привел свои данные. Согласно им доля просрочки в объеме кредитов предприятий возросла с сентября прошлого года по март этого года с одного процента до 3,1 процента. Долги населения за этот же период увеличились с 3,2 до 4,4 процента.
Во-первых, по мнению Сергея Игнатьева, в этой ситуации банки действуют "вполне разумно" и достаточно быстро наращивают резервы на возможные потери по ссудам. Во-вторых, считает Игнатьев, не факт, что мрачные прогнозы банкиров оправдаются, ситуация, по его мнению, может развернуться в позитивную сторону оздоровления реального сектора. Игнатьев привел несколько аргументов в пользу своего мнения. Во-первых, мировые цены на нефть стабилизировались. В марте они установились в целом на уровне 45 долларов за баррель. Во-вторых, завершилась девальвация рубля: маловероятно, что до конца года рубль превысит нижнюю границу коридора в 41 рубль по бивалютной корзине, считает Игнатьев. В-третьих, процентные ставки на внешбанковском рынке снизились.
Словом, глава Центробанка не стал прямо отвечать банкирам на съезде по поводу создания "фонда плохих активов". Однако позже в беседе с журналистами он заметил, что "проблема плохих долгов еще не вызрела". И у Центробанка есть еще время. "Посмотрим на ситуацию в динамике. Скорее всего, до осени", - уточнил Сергей Игнатьев.
Третий источник повышенного беспокойства банкиров - приближающаяся селекция банков. Напомним, с 2010 года вводятся новые законодательные требования к минимальному банковскому капиталу. И многие мелкие банки могут исчезнуть с рынка. Эти перспективы еще теснее сблизили две банковские ассоциации и их лидеров, Гарегина Тосуняна и Анатолия Аксакова. Они просят заморозить закон на 2-3 года. "Вступление закона в силу в период кризиса может негативно ударить по клиентам банков, реальному сектору. Это приведет к неразберихе", - обострил проблему председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. Но здесь ответ предпочел дать министр финансов Алексей Кудрин. Он сказал: правительство не намерено отступать. Для российской экономики потребуются крупные инфраструктурные банки. И если из 1100 существующих банков 150 попадет в зону поглощения или продажи, то это, вероятно, будут не самые лучшие банки. "В правительстве были более жесткие планы по укрупнению банков, - уточнил Кудрин. - Но минфин и Центробанк убедили принять этот, более мягкий вариант", - утешил министр.