Писатель Сергей Шаргунов: Рядом с памятником Ленину нужно поставить памятник его философским оппонентам

Александр Закатов, историк, директор канцелярии главы Российского императорского дома:

- Сегодня нам необходимо устранить диспропорцию в увековечивании советского периода и всей тысячелетней истории России. Глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна считает, что в этом вопросе должна быть проявлена государственная воля и принято государственное решение.

Коммунисты, отстаивая сохранение своих символов в топонимике и монументальной пропаганде, упрекают оппонентов в варварстве, неуважении к истории и т.п. В их устах это звучит несколько смешно. Большего урона историческому наследию своей страны, чем большевики за годы своего правления, не причинил ни один режим в мире. И когда они призывают к уважению истории, то это речь об уважении только к их даже не истории - идеологии. С этим нельзя согласиться. Диспропорция должна быть устранена, все периоды российской истории должны быть увековечены и представлены в нашем культурном поле справедливо. Должны быть восстановлены как старые названия городов, улиц, поселков, так и варварски разрушенные большевиками храмы, памятники истории, культуры.

Но то наследие, которое осталось от советского времени, тоже нельзя полностью уничтожить. Памятники Ленину нужны как памятник человеку, обрекшему на страдание и смерть миллионы людей, положившему начало созданию концентрационных лагерей, подвергшему гонениям Церковь, все другие традиционные религии, саму веру в Бога, организовавшему массовые репрессии, жертвами которых стали миллионы людей - от государя императора до простых крестьян и рабочих.

Я не поклонник хлестких фраз вроде "У Ленина, кроме реакции Вассермана, ничего положительного не было". У Ленина достаточно реальных грехов, чтобы мы ему еще изобретали и приписывали спорные. Но говорить правду, оценивать его деятельность как отрицательную, бороться с ложным образом доброго дедушки, пьющего морковный чай и играющего с детишками, надо. Это был выдающийся человек, поставивший свои таланты на службу злу. Со звериной ненавистью относившийся ко всему, что составляло культуру и духовность прежней России. Остается только сожалеть, что незаурядный человек, сын прекрасного отца, верноподданного государя императора, получившего от него потомственное дворянство, переводившего Священное Писание на чувашский язык, стал на такой путь.

Поэтому памятники Ленину должны быть - не экстремистами, не террористами, а государством - официально демонтированы в тех местах, где прежде стояли другие монументы. Например, в Костроме памятник Ленину, как на постаменте, стоит на православной часовне, построенной к 300-летию дома Романовых. Такие памятники, безусловно, надо демонтировать. Не взрывать, но разбирать на куски, отвозить в какие-то музеи и там экспонировать. И так на всех местах, где по воле наших предков стояли другие памятники. А то у нас везде, где Ленин выпил чай или присел на лавочку, висят мемориальные доски и стоят бюсты, а места, где действительно происходили великие, значимые для России события, ничем не отмечены.

Памятники же Ленину, установленные там, где прежде ничего не было, пусть остаются. Их уничтожение тем способом, каким был поврежден памятник у Финляндского вокзала, похоже на вольную или невольную провокацию. Если кто-нибудь подложит бомбу под памятник государю императору, у коммунистов будет лишнее оправдание: наши святыни тоже разрушают и оскорбляют. Войны памятников не должно быть.

против

Сергей Шаргунов, писатель:

- Я идеологический оппонент Ленина, поэтому против повторения большевистского опыта борьбы с памятниками, архивами и портретами. В детстве не любил вождя действенно. Однажды написал на асфальте мелом: "Ленин - (применим эвфемизм) неумный человек". Это увидел сосед с первого этажа. Он вылетел на улицу: от него пахло портвейном. Закружил меня в диком танце, стал трясти и шипеть: "Я тебя раздавлю..." В школе я был единственным учеником, кто не вступил в октябрята. То есть Ленина я ярко не любил. Но при этом понимаю, что самое неактуальное сейчас - вредить памятникам Ленину. В очередной раз пытаться перечеркнуть историю. Я только что вернулся из Парижа: там уживается все. Французы тоже не в восторге от своей революции, от Термидора. Но посреди Парижа стоит памятник маршалу Нею, который был расстрелян как человек, поддер жавший Наполеона во время той стодневной истории. Точно так же чествуется и сам Наполеон, и Реставрация, и День взятия Бастилии. То есть история воспринимается как нечто непрерывное.

Сегодня в России колоссальное количество людей, которые с тоской оглядываются на советский период своей жизни. Тогда Ленин был для них олицетворением человеческой порядочности. И неважно, что многие позже смогли переоценить эту личность. В свое время советский писатель Владимир Солоухин написал книгу, полную пламенной переоценки ленинизма. Но для многих Ильич - символ благополучия и устойчивой жизни. Немало и таких, для кого 7 ноября не только день Октябрьской революции, но и дата военного парада 1941 года, откуда люди уходили в топку войны. Что там Ленин, памятники Сталину сохранились. В Париже есть станция метро, которая называется "Сталинград". Но вернемся к Ленину. Он часть истории. А общество наше не дозрело, не пришло к тому уровню согласия, чтобы избавляться от памятников таким фигурам, как Ленин. Пока голова вождя остается яблоком раздора, это яблоко трогать не надо. Снос памятника мало того, что приводит к склоке, он очень травмирует пожилых людей. И молодежь сейчас по-своему не равнодушна к таким фигурам. Например, носит футболки и бейсболки с изображениями Ленина или Че Гевары. Это социальный протест, потому что есть серьезная социальная несправедливость в обществе, и, как ни странно это звучит, эти авторитарные фигуры ассоциируются у молодых с вольницей. То же самое, что было в 1968 году во Франции, когда молодежь, требуя свободы, вывешивала портрет Мао Цзэдуна. Вот такой парадокс. Впрочем, Че Гевара - уже давно попсовый символ. Но есть закономерность: чем жестче будут действовать чиновники, тем более отталкивающие символы будут выбирать молодые.

Каждый период отечественной истории заслуживает противоречивой оценки. Скажем, наверное, для кого-то недопустимо, что имя Бориса Ельцина присвоили Уральскому университету. Но тем не менее с ним связан очень важный период в нашей истории. Какова история, таковы и памятники. Не менее противоречивые нулевые тоже, я думаю, найдут своих обличителей. Главное, чтобы они не были большевиками. В конце концов, если припекло и такой вопрос - как поступить с памятником Ленина на центральной площади города - все-таки встал, можно не поскупиться и провести городской референдум.

Вообще я считаю, что нужно не разбрасывать камни, а собирать новые. Например, рядом с памятником Ленину поставить памятник его философским оппонентам - Маху и Авенариусу. Будет своеобразная каменная дискуссия.