06.04.2009 18:00
    Поделиться

    Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации

    Уважаемые депутаты Государственной Думы!

    Мы сегодня будем говорить о проблемах социального, экономического развития России.

    Все мы хорошо знаем, в какой ситуации находимся. Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. Казалось бы, в такой ситуации представлять в парламенте результаты работы Правительства не самое подходящее время и не подходящий момент, неблагодарное дело. Однако я действительно рад нашей сегодняшней встрече, и не только потому, что можно в абсолютно открытой, деловой атмосфере поговорить по проблемам страны и по решению вопросов ее развития, но еще и потому, что сегодня мы с вами закладываем новую традицию - отчет Правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно.

    Хотел бы сразу сказать, Правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей, парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России.

    Уважаемые коллеги, действующий Кабинет сформирован почти год назад, в мае 2008 года, и в этом зале я изложил нашу программу. На ее базе были приняты концепция долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая "программа-2020", и план работы Правительства до 2012 года.

    Признателен, что большинство из вас эти документы поддержали.

    Определяя логику наших шагов, мы исходили из преемственности проводимой политики, из основных положений Послания Президента РФ прошлого года и одновременно стремились сконцентрироваться на решении конкретных, наиболее востребованных задач, придать больший динамизм преобразованиям, цель которых - обеспечить России лидирующие позиции по ключевым показателям социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны.

    Конечно, сегодня нам приходится действовать в совершенно других условиях, в период глобального экономического кризиса. Но мы не считаем, и много раз уже говорил об этом, что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор - продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики, поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста.

    Вы знаете, вы сами бываете в регионах часто, видите, что и я езжу постоянно по стране, и очень часто задают вопрос - могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех, в том числе и Россию.

    По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более, чем на 6% в годовом исчислении, в Японии на 12, в Германии на 8,2, безработица практически везде подбирается к отметке 8%, уже зашкаливает за 8 - и в еврозоне и, по-моему, в США точно уже - 8,5.

    Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где-то наши дела идут лучше, где-то - хуже, но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций.

    Вместе с тем, кризис обострил и наши известные проблемы: зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег.

    Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности, и деньги просто туда уводили, да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка. И свертывание внешних источников кредитования.

    И второй удар - это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта, а значит - сокращение доходов в бюджет.

    Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад - обремененной огромным внешним долгом с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, пособий, веерным отключением электроэнергии.

    Да, и сегодня качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии. Но что, несомненно, показал кризис - это то, что они, эти институты, все-таки работают, проявляют устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям.

    Именно это обстоятельство, наряду с уверенностью в своих силах, позволяет нам рассчитывать на успех, причем даже в большей степени, чем накопленные финансовые ресурсы.

    Теперь, собственно, об итогах 2008 года. Несмотря на снижение темпов в 4-м квартале, ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда - на пять.

    В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата. Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда. Было построено 64 млн. квадратных метров жилья - это лучший показатель за всю историю новейшей России.

    Как показывают встречи в регионах, хороший отклик встретили программы Фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов. Благодаря им, этим программам, более 120 тыс. человек уже получили или получают в самое ближайшее время новые квартиры, а в целом улучшат условия своей жизни 7 млн. граждан России по этим программам.

    Не менее важно и то, что значительно ускорились преобразования в коммунальной сфере. Добавлю, что работа Фонда реформирования ЖКХ останется одним из важнейшим приоритетов в деятельности Правительства.

    В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. Во время встречи с депутатами Госдумы высказывались предложения сделать такую работу более прозрачной, привлечь общественность, и думаю, что это абсолютно правильно. Так и будем делать.

    Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в 3 раза, и теперь наши школьники обеспечены ими не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах.

    В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к сети имеет уже треть населения страны - 50 млн. человек.

    В 2008 году, объявленном Годом семьи, у нас родился 1 млн. 717 тыс. детей - самый высокий показатель с начала 90-х годов. Ожидаемая продолжительность жизни достигла почти 68 лет, то есть за последние 5 лет она выросла на 3 года. Это значит, что само качество жизни в России меняется в лучшую сторону, и это значит, что те средства, которые мы применяем для решения этой задачи, они правильные, мы целей достигаем.

    И, конечно, свою роль сыграли инвестиции в здравоохранение и в физическую культуру, в повышение доступности высокотехнологичной медпомощи, в программы диспансеризации и вакцинации населения, в защиту здоровья матери и новорожденных, в развитие сети спортивных сооружений. Спорт стал неотъемлемой частью жизни 22 млн. граждан страны. Как минимум, необходимо удвоить это число, а все школьники страны должны получить возможность систематических бесплатных занятий спортом.

    За счет более эффективной медпомощи при ДТП почти на 8% снизилась смертность от дорожных травм, за этой цифрой более 2 тыс. жизней спасенных.

    Мы не только увеличили госвложения в социальную сферу, но и создали условия для притока сюда частных инвестиций, в том числе освободили от налогов значительную часть расходов работодателей на медицинское обслуживание работников, на их образование, улучшение жилищных условий и формирование пенсионных накоплений.

    Рассчитываем, что, несмотря на кризис, ответственные предприниматели найдут возможность сохранить социальные программы для своих коллективов.

    В прошлом году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКРы, на технологическое обновление производства. Впервые в новейшей истории России принята программа фундаментальных научных исследований Российской академии наук и других государственных академий; продолжилась реализация масштабных инфраструктурных и инновационных программ.

    Построено 2300 автомобильных дорог; завершен ключевой этап реформирования электроэнергетики, и обращаю ваше внимание, переход к новому устройству энергетического хозяйства прошел без единого сбоя. Одновременно наметилось снижение энергоемкости российских предприятий - на 5% за прошлый год, это значит, что наша экономика становится менее затратной, а значит, более конкурентоспособной.

    Практически по всем стратегическим ресурсам - нефти, газу, золоту, металлам - обеспечено полное воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вы помните, несколько лет назад мы еще говорили о том, что добываем гораздо больше, чем разведываем. Ситуация изменилась - причем на 1 рубль государственных средств, вложенных в разведку недр, пришлось 8 рублей частных инвестиций.

    В 2008 году начата промышленная добыча нефти на месторождениях новой Восточно-Сибирской нефтяной провинции, запущен в эксплуатацию первый участок нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Пока в реверсном режиме, но сейчас только что мне докладывал руководитель "Транснефти", буквально через несколько недель будет полностью завершен этап выхода к китайской границе, и пойдем дальше к Тихому океану.

    В 2008 году начата промышленная добыча, как я уже сказал, нефти на новых месторождениях. Мы работали по продвижению новых маршрутов транспортировки углеводородов - таких как "Северный поток", "Южный поток", Прикаспийский газопровод, нефтепровод "Бургас - Александруполис".

    Безусловно, не все в мире заинтересованы в том, чтобы они стали реальностью, чтобы у России было больше возможностей для экспорта. Но мы уверены, что эти проекты экономически обоснованы, отвечают строгим экологическим стандартам и служат укреплению глобальной энергетической безопасности. Будем их осуществлять и дальше.

    В этой связи хочу еще раз подчеркнуть: попытки исключить Россию из процесса принятия решений глобального характера, тем более в сфере энергетики, игнорирование ее законных интересов - контрпродуктивны.

    Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то практически завершено формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше - уже в 2010 году, и наши партнеры тоже поддерживают ускорение этой работы.

    Важнейшей конституционной обязанностью Правительства является обеспечение обороноспособности страны, безопасности ее граждан.

    В текущем году расходы на национальную оборону вырастут по сравнению с 2008 годом на 15 процентов. Особое внимание планируется уделить масштабному перевооружению и укреплению ее кадрового потенциала.

    Подробнее я остановлюсь на социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей. Год назад в городе Жуковском, здесь недалеко от Москвы, - многие помнят, наверное, - на встрече с летчиками и выпускниками летных училищ я говорил о необходимости изменить систему оплаты в Вооруженных Силах, и прежде всего существенно поднять денежное довольствие военнослужащих, которые вносят наибольший вклад в укрепление национальной безопасности, стоят на боевых постах на ключевых, особо важных или особо опасных направлениях - в подразделениях ПВО, ракетных войск стратегического назначения, авиации, космических войск, на флоте, в частях постоянной готовности.

    С января 2009 года такой механизм материального стимулирования офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, заработал. На эти цели в ближайшие три года предусмотрено 100 млрд. рублей, денежные выплаты в размере от 35-ти до 150 тыс. рублей в месяц уже получают 34 тыс. офицеров от взводного до командира атомной подводной лодки.

    Понятно, что это только первый шаг. Считаю, что к 2012 году на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных Сил. Взводный будет получать где-то 50 тыс., уже сейчас некоторые получают эту сумму.
    И, конечно же, мы продолжим работу по решению жилищных проблем военнослужащих. В прошлом году для них было построено или приобретено более 22 тыс. квартир. План на текущий год - 45 тыс. квартир. В прошлом году было 22, в этом году будет 45 тыс., увеличение больше чем в два раза.

    Это значит, что уже в конце следующего, 2010 года военнослужащие Минобороны и граждане, увольняемые с военной службы, будут полностью обеспечены постоянным жильем. Вы знаете, насколько это важно и как долго мы идем к решению этой задачи. А к концу 2012 года будет сформирован служебный фонд Вооруженных Сил. По другим силовым ведомствам эти задачи будут выполнены, соответственно, в 2011-2013 годах.

    Президент обещал ветеранам Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года обеспечить их жильем. И хочу вам сказать, что такая задача, безусловно, будет исполнена. К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье. Эту задачу мы, безусловно, выполним. Добавлю, что наши обязательства предоставить им автотранспорт или по выбору денежные компенсации уже исполнены.

    Уважаемые коллеги!

    Большую часть своего выступления я, конечно, хотел бы посвятить анализу текущей ситуации и тому, на какие рубежи мы должны выйти в среднесрочной перспективе.

    Начну с оперативных мер Правительства, принятых во второй половине 2008 года. Они были призваны защитить граждан и экономику от кризисного шока, сохранить жизнеспособность нашей финансовой системы. Вы знаете, до 700 тыс. рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках, выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, Правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений. Поддержка банков была нужна, в том числе, а может быть даже, и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, недопустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены.

    Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на 1 трлн. рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны Правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7 процентов. В среднем получается 9 процентов.

    Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру - это было больше 50%, 54, по-моему, в прошлом году - 34.

    Но хочу вам сказать, уважаемые депутаты Государственной Думы, что это вообще беспрецедентная вещь в мировой экономике. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае, но там всего 19%, а в нормальной экономике - это как раз и есть 7-9. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу.

    Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило: частные банки получили от ЦБ и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.

    Далее, в условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям.

    Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают. Когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, так прямо и говорили: три дня назад курс изменился, мы можем решать нормально наши вопросы, можем реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем.

    В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов.

    Вопросы валютного курса - это исключительная, в соответствии с законом, прерогатива Центрального банка. Правительство находится с Банком России в постоянном контакте. Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал.

    Вместе с тем полное замораживание тарифов - это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение.

    Я по ходу дела, уважаемые коллеги, буду отвечать и на те вопросы, которые поступили от фракций в письменном виде. Ответы на эти вопросы заложены уже в самом выступлении. Один из вопросов как раз так и звучал - о замораживании тарифов. Повторяю, это внешне вроде бы и правильно, но на деле может привести к серьезным негативным последствиям.

    Что такое замораживание, полное замораживание тарифов, скажем, для РАО "РЖД"? Это просто непоступление доходов, а значит, сокращение инвестиционной программы. Что это означает на практике? На практике это означает, что РАО "РЖД" не закупит большее количество рельс, колесных пар и т.д., и т.п. Это значит, что не получат заказы металлурги и, в свою очередь, означает, что не нужен будет кокс. Вот так по всей цепочке все и пустится.

    Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным и взвешенным. Мы и так сдержали рост тарифов. Но полностью закрыть их, полностью обнулить, наверное, было бы все-таки ошибкой.

    Реальный выход - в другом. Это создание конкурентной среды внедрения энергосберегающих технологий, современных логистических схем. И, конечно, тогда, когда мы говорим о тарифах, мы не должны забывать о повышении эффективности самих естественных монополий, их прозрачности для государства и всего общества.

    Еще она антикризисная мера, о которой я хотел бы упомянуть, - уменьшение квот на иностранную рабочую силу. Это временная, вынужденная мера, направленная на защиты нашего рынка труда.

    В новых условиях потребовались механизмы оперативного реагирования. Были образованы Комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, рабочие группы в ключевых федеральных министерствах и ведомствах, антикризисные штабы в регионах Российской Федерации.

    Налажен постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и в регионах. Составлен список системообразующих предприятий. Даже не один список, а два: один - в гражданской сфере, другой - в оборонке.

    В результате мы имеем всю информацию и можем максимально быстро принимать необходимые решения.
    Согласен с тем, что есть проблема исполнительской дисциплины. На заседаниях Правительства в оперативном режиме мы регулярно рассматриваем отчеты федеральных органов власти о реализации антикризисных мер. И будем добиваться того, чтобы все решения проводились в жизнь неукоснительно и своевременно.

    Какой же главный результат неотложных антикризисных мер? Удалось избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем, 2009 год будет для нас очень трудным.

    Несколько дней назад в Государственную Думу поступил новый вариант бюджета, опубликована правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена наша позиция, наше понимание ответственной и сугубо реалистичной социально-экономической политики.

    В чем ее смысл? В том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, в том, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику. То есть мы должны не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития. Не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Не только не допустить глубокого спада ВВП, но и усовершенствовать важнейшие рыночные институты. Не только гарантировать макроэкономическую стабильность, но и сделать нашу кредитно-финансовую систему более конкурентоспособной. Именно такая идеология и легла в основу нового варианта бюджета. Подчеркну, и это очень важно, - этот бюджет остается бюджетом развития.

    Назову его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. рублей, расходы - 9,7. Значит, не трудно посчитать: 3 млрд у нас с вами дефицит, он составит 7,4% от ВВП, но реально будет больше, с учетом так называемых квазифискальных мер, в основном Центрального банка - где-то к 8%. Но я сейчас об этом скажут.

    На реализацию антикризисных мер предусмотрено 1 трлн. 400 млрд. рублей, а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния, других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма - 3 трлн.

    Первый, безусловный наш приоритет - это выполнение обязательств перед гражданами. Подробнее об этом я чуть ниже скажу, но начну все же с проблем экономики, потому что, в конечном счете, именно она дает ресурсы для активной политики социального развития.

    Последние годы, благодаря инвестициям и внедрению инноваций, возможности реального сектора страны самым серьезным образом выросли. Наша задача - сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал, оказать помощь предприятиям, которые вложились в выпуск новой продукции, в повышение конкурентоспособности, а сегодня испытывают трудности с кредитованием, сталкиваются с временными трудностями на рынке, со сбытом.

    Обращаю внимание, что расходы федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" в 2009 году, прошу внимания, увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму - 1 трлн. 733 млрд. рублей (в 2008 году это был 1 трлн.)
    На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 млрд. Однако помощь государства не будет подменять ответственность самого бизнеса. Право на получение поддержки получат лишь те, кто самостоятельно способен привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Это значило бы "консервировать" вчерашний день российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков.

    Конечно, всем нам хочется сделать что-то хорошее, всем хочется быть добрыми и даже добренькими, но эта в кавычках "доброта" может обернуться серьезными негативными последствиями. Она противоречит общенациональным интересам.
    Поэтому я обязан сказать, что если свертывание или реструктуризация производства неизбежны, то в этом случае помощь должна оказываться не предприятиям, не их собственникам, не владельцам, тем более, если они вовремя чего-то не сделали или пожадничали реструктурировать свое производство либо провести необходимое технологическое обновление. Помощь в этом случае должна оказываться напрямую гражданам.

    Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение их прав в процессе сокращения, как можно быстрее помочь найти новую работу, повысить квалификацию или получить новую профессию.

    Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Корпорация "МиГ", например, уже получила 15 млрд. рублей, центр имени Хруничева - 8 млрд. Возможны решения и по другим компаниям, прежде всего, конечно, по тем, перед которыми у государства есть прямая ответственность, и это прежде всего оборонно-промышленный комплекс.
    Всего на поддержку промышленности выделяется 70 млрд. рублей, а с учетом гарантий по кредитам - 170 млрд. Мы серьезно ослабили фискальную нагрузку на экономику, как в целом, так и по ключевым отраслям. Вы знаете, была увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24 до 20, введен новый, менее обременительный порядок НДС, не вперед, а по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.

    Уменьшение экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность добычи. Основной эффект от снижения налогов мы рассчитываем получить в этом, текущем 2009 году. По нашим оценкам, в экономике дополнительно останется порядка 600 млрд. рублей. Мы с вами понимаем, что эти деньги бюджет недополучит, но мы идем на это сознательно. Правительство и дальше будет заниматься вопросами оптимизации налоговой нагрузки, но при этом наши решения должны быть максимально взвешенными.
    Теперь несколько слов об одном из вопросов - это о возможном переходе на дифференцированную ставку подоходного налога. Сегодня это у нас плоская шкала - 13% налог с физических лиц. И часто в моих встречах, в трудовых коллективах я слышу эти вопросы. Недавно встречался с руководителями первичных профсоюзных организаций - то же самое. И от фракций поступают такие же вопросы. Давайте посмотрим на это повнимательнее и по-серьезному.

    Конечно, на первый взгляд, это тоже не очень справедливо. Те, кто получает большую зарплату, платят 13%, и те, у кого маленький доход, тоже 13 процентов. Где же социальная справедливость? Вроде бы, действительно, надо бы изменить. Но у нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платы, а разницу получали в конвертах.

    Между тем, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу за восемь лет возросли, - прошу внимания, - в 12 раз. В 12 раз! И сегодня эти доходы бюджета превышают сборы по НДС. Эффект абсолютно очевидный.

    Что может получиться, если мы вернемся к дифференцированной ставке? Думаю, что, к сожалению, - стыдно, может быть, об этом говорить, потому что мы с вами не можем администрировать должным образом - но, скорее всего, будет то же самое. Опять никакой социальной справедливости не будет. Реально те, кто получал меньше денег, так и будут получать, и будут платить минимальную ставку. Но те, кто получают сегодня высокую заработную плату, будут ее часть получать в конвертах. И тоже никакой справедливости не будет.

    Но и это еще не все. Люди не будут получать потом пенсии, потому что не будут формироваться их пенсионные права.
    Я не говорю, что мы никогда этого не сделаем. Но просто я обращаю ваше внимание на то, что это не простая проблема. И нужно просто внимательно к этому отнестись. А весь мир нам завидует, весь мир, - а они нам завидуют, я вам точно говорю, я знаю, что я говорю.

    Поэтому давайте будем помнить одну хорошую, известную у нас поговорку: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Но это не значит, что мы навечно это заморозим, повторяю еще раз, будем внимательно анализировать, смотреть и вместе с вами примем это решение когда-то. Но без спешки.

    Что касается земельного налога на личные подворья и дачные участки, то мы считаем, что этот вопрос должны решать муниципалитеты, потому что это их доходный источник. Можно, конечно, лишить их этого источника, но тогда надо подумать, что им дать взамен, давайте вместе с ними подумаем, за них не надо решать.

    Следующий приоритет - это активизация внутреннего спроса. Правительство будет делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей и одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 годом, более чем на 100 млрд. рублей увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составят 560 млрд. рублей, в том числе, на автодороги мы направим 312 млрд. рублей, тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 294 млрд. Как видите, рост есть и здесь.

    Начнется реализация ряда новых программ. В качестве примера назову проект по обновлению пассажирского и коммунального транспорта, а также автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софинансирования дополнительно выделяется 42,5 млрд. рублей, собственно говоря, это направлено прежде всего на то, чтобы поддержать наших отечественных производителей. Это, я вам напомню, 12,5 млрд. ведомствам - МЧС, Минобороны, МВД - на закупку специального транспорта; 20 млрд. рублей из федерального бюджета на решение таких же вопросов в регионах, и они же обещали добавить сюда еще 10, получается 42,5.

    Мы отдаем себе отчет в том, что будет непросто удержать набранные темпы жилищного строительства, но все же считаем, что эта отрасль может стать одним из локомотивов, который потянет за собой всю экономику.

    В 2009 году за счет федеральных и региональных бюджетов, средств Фонда ЖКХ, Агентства по ипотечному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилищные программы будет израсходована беспрецедентная сумма - 440 млрд. рублей (в 2008 году это было 249). Представляете, разница какая? Почти в два раза больше, чем год назад. Эти деньги эквивалентны стоимости, хочу это подчеркнуть, - стоимости одной трети всего жилищного рынка в стране.

    Но я знаю, что и депутаты ставили вопрос, и у нас в Правительстве очень бурно обсуждалась проблема, и изыскивались возможности для изыскания дополнительных ресурсов в отрасль жилищного строительства.

    Хочу вам доложить, сейчас мы практически решили вопрос о еще одной, дополнительной капитализации Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию в объеме 20 млрд. рублей и, помимо этого, о предоставлении этому Агентству кредита в объеме 40 млрд. рублей из средств, предназначенных на поддержку банковской системы. 60 млрд. рублей, почти 2 млрд. долларов дополнительно - очень приличные деньги. Естественно, за счет всех этих средств, объем которых в общей сложности достигнет полтриллиона рублей, мы не только поддержим стройиндустрию, но и продвинем решение жилищных проблем граждан.

    Отдельно хотел бы остановиться на перспективах крупнейшего инфраструктурного проекта - подготовке к проведению зимних Олимпийских игр. Уже сейчас на стройках в Сочи работают свыше 7,5 тыс. человек, а в ближайшее время их число увеличится в несколько раз. Подготовка к Олимпиаде обеспечит массовый заказ на стройматериалы, машины, оборудование, инженерные и проектные услуги.

    Такой же позитивный эффект будет иметь и организация саммита АТЭС во Владивостоке и Всемирная летняя студенческая олимпиада в Казани (Универсиада).

    Вместе с тем, за счет бюджета (хочу это подчеркнуть, и наверняка вы это понимаете) невозможно полностью решить проблемы низкого спроса в экономике. Поэтому основной акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности.

    Через что? Через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате мы должны получить реальную, а не искусственную структуру внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики.

    Четвертый приоритет - это стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора. Наша промышленность должна выйти из кризиса более сильной и современной. Сейчас многие обращаются к государству с просьбой о поддержке, и, конечно, мы идем навстречу, но при этом намерены использовать имеющиеся рычаги для повышения конкурентоспособности компаний, провозгласить и реализовать на практике лозунг "Помощь - в обмен на эффективность!" На каждом предприятии - получателе государственных средств должна быть подготовлена программа а) повышения производительности труда, б) использования энергосберегающих технологий и в) инновационного развития.

    В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность.

    Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого у нас не производятся. Вместе с предоставлением госгарантий по кредитам эта мера позволит предприятиям продолжить программы технологического обновления.

    Пятый приоритет - это создание благоприятных условий для экономического подъема, прежде всего за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности. Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Уже принятые законодательные решения вводят с 1 июля текущего года серьезные ограничения на разного рода проверки. Правда, я посмотрел, почему только с 1 июля? Непонятно, видимо, какое-то объяснение есть, но посмотрим, может быть, можно ускорить.

    По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

    Правительство приняло программу развития конкуренции, мы внесли в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования. Вы знаете, я придаю этому очень большое значение. Мы готовили эти изменения годами, встречая сопротивление на каждом этапе подготовки, а оно у нас, антимонопольное регулирование, чрезмерно либеральное, неэффективное.

    Во многих странах с развитой экономикой предусмотрено уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. В нашем предложении существенно ужесточаются санкции. Прошу не откладывать принятие этого закона.
    Был также поставлен вопрос и о судьбе закона о торговле в ходе дискуссии по обсуждению антикризисных мер. Акт, безусловно, важный. Главное, чтобы наши решения не привели к избыточному администрированию, с которым мы последовательно пытаемся бороться и о чем я только что говорил, а также не привели бы к снижению инвестиционной активности в жизненно важных отраслях.
    Давайте подумаем, внимательно посмотрим. Я знаю, что мы и так давно уже это обсуждаем, тем не менее, решения должны быть выверенными.

    Кроме того, следует развивать альтернативные формы торговли, чтобы у людей был выбор: не только крупный сетевой супермаркет, но и ярмарки выходного дня, магазины шаговой доступности и т.д.

    Наш следующий приоритет - построение мощной финансовой системы, на которую можно надежно опереться, развивая национальную экономику. От экстренных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурсной базы, создать условия для повышения доступности кредита как на предприятиях, так и для самих граждан.

    Антикризисный план предусматривает возможность выделения 255 млрд. рублей на поддержку банковского сектора, банковской системы, причем предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора.

    Прошу вас, уважаемые коллеги, когда будете обсуждать бюджет, не очень-то нападать на банкиров. Их можно, конечно, называть, как угодно, оскорблять: "жирные коты" и т.д. Важный сектор российской экономики. И перед ними стоят серьезные задачи, особенно во второй половине года. Много неплатежей, невозврата. И мы с вами очень внимательно должны к этому подойти - ответственно, по-серьезному, без лозунгов, исходя из имеющейся информации и анализа.

    Банковская система должна быть очищена от проблемных кредитных учреждений. Необходимая правовая база для слияния банков и их санации создана, и реальная работа в принципе уже началась

    Часто звучит предложение удешевить кредит за счет снижения ставки рефинансирования Центрального банка. Действительно, она является одним из ключевых ориентиров при определении стоимости кредита, но далеко не единственным. До 90% ресурсов банки привлекают на рынки. Они обходятся им также недешево. Естественно, серьезное влияние оказывает и высокий уровень инфляции.
    Кроме того, банки не только кредитуют экономику, но и обеспечивают сохранность сбережений граждан России. И об этом также нельзя забывать, призывая банки действовать более рискованно.

    Вместе с тем - и мы с вами это видим - рубль стабилизировался. Есть основания полагать, что и инфляция будет снижаться. Это значит, что уже в ближайшие месяцы мы можем рассчитывать и на снижение процентной ставки Центрального банка.

    Но подчеркну, решение этого вопроса находится в полной компетенции ЦБ. В этой связи хотел бы отметить, что в условиях кризиса руководство Центрального банка России действовало хладнокровно, взвешенно и профессионально.

    Седьмой приоритет нашего плана - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов к нашей бюджетной системе.

    Уже назвал размер дефицита в 2009 года - 3 трлн. рублей (это порядка 7,4% от ВВП, как я сказал), а с учетом так называемых квазифискальных расходов, прежде всего, опять же расходов Центрального банка на капитализацию Сбербанка, других расходов, это будут все 8 процентов. Столь масштабный дефицит как сильно действующее лекарство для экономики допустим, однако злоупотреблять им нельзя. Это может быть крайне разрушительно для всей финансовой системы. Поэтому наш план предусматривает жесткую программу по снижению дефицита до 3% ВВП уже в 2011 году. Одновременно продолжим борьбу с инфляцией.

    Сейчас Минэкономразвития заложило параметр, при котором мы за 3 года должны выйти на уровень порядка 8 процентов. Можно попробовать и раньше, и это тоже один из серьезных факторов борьбы с повышением цен. Но тогда мы с вами ответственно должны подойти ко многим вопросам, в том числе и к расходам бюджета на последующие годы. Все взаимосвязано здесь.

    Уважаемые коллеги!
    Антикризисный план требует согласованных действий на всех уровнях публичной власти. Людей не волнует, чье именно обязательство не исполняется - федеральными органами власти, региональными, либо муниципальными - для них важно, как это скажется на их повседневной жизни.

    Сейчас очень многое зависит от эффективности региональных и местных администраций, именно на этом уровне занято наибольшее число работников бюджетной сферы. Здесь же решается большая часть вопросов образования, здравоохранения, социального обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, исполняются делегированные на места федеральные полномочия. В регионах уже реализуются антикризисные программы, идет серьезная корректировка бюджетов, изыскиваются резервы повышения эффективности рынков.

    Приоритетами и здесь, в региональной политике, в регионах Российской Федерации должны стать выплата заработной платы, создание новых рабочих мест, выполнение социальных обязательств перед гражданами России.

    Следует серьезно работать над сохранением и расширением налогооблагаемой базы, а это, прежде всего, вопрос помощи малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные условия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на госзакупки для малых и средних предприятий.
    Напомню, что на федеральном уровне мы уже приняли ряд решений по поддержке малого бизнеса, имея в виду преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу. Я напомню, мы 10,5 млрд. выделяем на эти цели и плюс еще кредитная линия Внешэкономбанка - 30 млрд. рублей.

    Со своей стороны, Правительство окажет необходимую помощь для стабилизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 годом. Мы исходим из того, уважаемые коллеги, и многие из вас это знают, что региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и мы должны будем им помочь. Эта помощь в новом варианте бюджета предусмотрена. Всего мы выделяем на эти цели 1 трлн. 200 млрд. рублей.

    Уважаемые коллеги!
    Сейчас хотел бы вернуться непосредственно к вопросам социальной политики. Убежден, мы должны продолжить национальные проекты и другие программы по повышению качества жизни. Наша задача состоит в том, чтобы не дать кризису деморализовать общество, разрушить долгосрочные планы граждан. Те, кто собирался учиться или получать новую профессию, должны иметь эту возможность. Кто вложился в ипотеку или строительство жилья, вправе рассчитывать на поддержку государства. Тот, кто потерял заработок, должен получить шанс найти новую работу или временный источник дохода, начать свое собственное дело.

    В общей сложности на социальные нужды дополнительно выделяем 600 млрд. рублей. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам.

    Кроме того, в проекте бюджета имеется специальный резерв в объеме 125 млрд. рублей. Очень много факторов неопределенности: мы с вами точно, на 100%, не можем спрогнозировать детали развития событий, и нам нужна с вами "подушка безопасности" на случай, если потребуется срочно вмешаться в развитие неблагоприятных тенденций. И эта "подушка безопасности" в бюджете предлагается.
    Мы намерены сохранить число бюджетных мест в вузах. В этом году их будет 197 на 10 тыс. человек. Кроме того, увеличится прием в магистратуру и аспирантуру.

    В целом решен вопрос о переводе на вакантные бюджетные места студентов коммерческих отделений, показавших лучшие результаты в учебе или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    Совместно с регионами начата реализация программы содействия занятости. Будет создан почти миллион временных рабочих мест. Более чем 170 тыс. человек смогут переобучиться и получить новую профессию, востребованную рынком. 57 тыс. граждан получат содействие государства при открытии собственного дела, как я уже говорил.

    В конечном счете, эти программы направлены на сохранение трудового потенциала экономики, на то, чтобы мы не растеряли опытных специалистов, а люди не выпали из активной жизни и, наоборот, получили шанс повысить свой социальный статус.

    Надо вам сказать, что и предпринимательское сообщество это понимает. Растерять квалифицированных специалистов легко. Потом собрать их, обучить будет очень сложно.

    Уже проводится реструктуризация ипотечной задолженности заемщиков, столкнувшихся с потерей работы или снижением доходов.
    Напомню также, что, начиная с 2009 года, появилась возможность направлять средства "материнского капитала" на погашение ипотечных кредитов. Этим правом смогут воспользоваться более 80 тыс. семей.

    Был также вопрос и о том, чтобы пойти дальше - дать возможность людям в 2009 году по собственному выбору использовать часть средств "материнского капитала", в том числе и на повседневные нужды. Считаю, что в условиях кризиса в 2009 году это возможно. Предлагаем дать возможность людям единовременно в 2009 году получить на руки 12 тыс. рублей дополнительно. Сумма примерно равна размеру дополнительной индексации "материнского капитала". При этом сама идеология "материнского капитала" должна оставаться прежней. Это образование для детей, это пенсионное обеспечение матерей, третье направление у нас там было - приобретение жилья. Все эти основные направления - три направления - мы, конечно, должны сохранить.

    Мы намерены серьезно продвинуться в развитии и повышении доступности современной медицинской помощи. Будет введено в строй 4 центра высоких медтехнологий и продолжится строительство перинатальных центров. Начата программа улучшения помощи больным онкологическими заболеваниями. В 2008 году был запущен проект развития службы крови. Но здесь далеко не все упирается в деньги. Многое зависит и от отношения людей к этой проблеме, и мы рассчитываем на участие всего общества, популяризацию донорства как благородной и гуманной миссии.

    В 2009 года также продолжится программа демографического развития. Начнется реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни, сокращению потребления табака, алкоголя, особенно среди молодежи.

    Уважаемые коллеги!
    Теперь хочу затронуть одну чрезвычайно важную и очень чувствительную для всего общества тему. Речь идет о благополучии и достойной жизни людей пожилого возраста, старшего поколения, о тех, кому Россия, все мы обязаны очень многим.

    В прошлом году пенсии в реальном выражении выросли на 18,5%. За этот год рост трудовой пенсии в номинальном выражении составит более 24%. Как и было заявлено, средний размер социальной пенсии достигнет прожиточного минимума пенсионера, именно для этого в декабре текущего года мы значительно проиндексируем пенсию, на 30 с лишним процентов.

    И все же нужно признать, наша пенсионная система далеко не эффективна, в ней много перекосов и несправедливости, а главное, она не позволяет гарантировать людям по-настоящему обеспеченную старость. Об этом мы давно говорим, приняли принципиальное решение о переходе на новую страховую модель пенсионной системы, но до сих пор не можем решиться начать ее реализацию, и понятно почему - потому что это требует больших бюджетных расходов. Для любой страны, я хочу это подчеркнуть - для любой страны мира, пенсионная система, ее реформирование, совершенствование - это важнейший социальный выбор, эффект от которого рассчитан на десятилетия вперед.

    Можем ли мы пойти на такой шаг сегодня, в условиях кризиса, будут ли наши действия обоснованными не только с социальной точки зрения, - с социальной понятно, безусловно, обоснованные, - но и целесообразными с экономической точки зрения? Ведь внедрение новой модели потребует дополнительных затрат, причем далеко не маленьких, как я сказал, как со стороны бюджета, так и со стороны бизнеса, потому что фискальную нагрузку в будущем придется, конечно, увеличивать. Но в условиях кризиса, а мы уже об этом говорили, мы должны не повышать, а, наоборот, уменьшать любые виды фискальной нагрузки на экономику, как бы они ни назывались - налоги, взносы, сборы - мы должны их снижать, только такая логика является правильной в условиях кризиса.
    И вместе с тем считаю, что даже в период кризиса недопустимо решать проблемы бюджета и экономики за счет стариков - наименее защищенных граждан России.

    Невозможно уже больше, с моральной точки зрения, концентрировать, скажем, ресурсы развития и при этом мириться с нищенским пенсионным обеспечением миллионов людей, с тем, что у нас по-прежнему есть пенсионеры, которые получают меньше 2 тыс. - 1950 рублей. Правда, это еще наследие прошлого, советского периода, когда в совхозах платили соответствующие деньги, но люди-то живут сегодня, и мы сегодня должны подумать о них.

    Поэтому считаю, что, несмотря ни на какие трудности, реформу пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя.

    Считаю, что, как и планировалось, с 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, должны быть дополнительно проиндексированы на 10%, и плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного в советское время - до 1991 года. То есть мы решим с вами проблему более справедливой оценки трудового вклада людей, работавших в советское время. Будет введен единый порядок индексации базовой и страховой части пенсии.

    В 2010 году среднегодовой размер трудовой пенсии вырастет по отношению к 2009-му сразу на 45% в номинальном выражении. Будем бороться и с инфляцией. Посмотрим, может быть, еще больше поднимем размер пенсии. Во всяком случае, мы устраним несправедливости внутри самой пенсионной системы. Минимум на 30% в реальном выражении должна будет вырасти пенсия.
    Далее. Если пенсионер проживает в регионе с высокой стоимостью жизни, и размер его пенсии оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, то он начнет получать специальную социальную доплату.

    При этом возникает вопрос: можем ли мы решить столь важную социальную проблему, не увеличивая фискальную нагрузка на экономику в условиях кризиса, как я уже говорил? Считаю, что и это мы сможем сделать.

    В ходе обсуждения антикризисной программы Правительства с Российским союзом промышленников и предпринимателей работодатели обратились с просьбой перенести увеличение этой нагрузки на один год.

    Считаю возможным пойти навстречу предпринимательскому сообществу, и, несмотря на переход к страховым принципам, уровень ставки не повышать до 1 января 2011 года. А для формирования пенсионных прав граждан в 2010 году изменить шкалу начисления страховых взносов - с существующей сегодня, "трехступенчатой" - на плоскую. И взимать страховые взносы с предельной суммы годового дохода до 415 тыс. рублей.

    Переход на эту систему считаю абсолютно обоснованным, оправданным, имея в виду, что шкала эта в последние годы вообще никак не индексировалась нами по инфляции, и бизнес у нас в этом смысле в долгу.

    Возникающий, тем не менее, дефицит пенсионной системы, - а он, несмотря на предложенную меру, будет большим в 2010 году, - в условиях кризиса предлагаю покрыть за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния. Мы с вами для этого его и создавали.

    Хочу еще раз обратить внимание депутатов: принятые решения непростые и очень ответственные. Чтобы выполнить намеченные планы и при этом не допустить негативных макроэкономических последствий нам потребуется максимальная осторожность при подходе к другим статьям бюджета на 2010-й и последующие годы. Финансовая дисциплина нужна. Нельзя позволить себе необоснованных расходов - где-то придется и сэкономить, ужаться обязательно. По сути, необходимо будет сделать всю бюджетную систему более эффективной и адекватной современным условиям. Кто будет раздувать, либо настаивать на необоснованном раздувании расходов бюджета, тот против повышения пенсии.

    Но именно переход на новые принципы позволит построить самодостаточную и устойчивую пенсионную систему на долгосрочную перспективу, существенно увеличить размеры пенсий нашим гражданам при разумном уровне налоговой нагрузки на экономику.

    Уважаемые депутаты Государственной Думы!
    Состоявшуюся дискуссию по антикризисному плану считаю полезной и продуктивной. Было получено более 2 тыс. предложений и замечаний. Причем 700 из них напрямую от граждан. Значительная часть учтена. Остальные внимательно прорабатываются, и все конструктивные идеи, от кого бы они ни исходили, хочу подчеркнуть, вне всякой зависимости от партийной принадлежности, все эти конструктивные идеи будем брать на вооружение.

    Мы рассчитываем на поддержку политических партий, граждан страны. Поэтому намерены постоянно разъяснять суть и логику наших действий, в том числе и через средства массовой информации, на экспертных площадках.

    Мировой кризис еще не закончился, далеко еще не закончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немало угроз. Мы не можем одним махом, что называется, одним щелчком решить все проблемы. Понимаем всю сложность ситуации, так же, как и то, что действовать придется в условиях целого ряда ограничений и неопределенностей, включая низкие цены на основные товары нашего традиционного экспорта, необходимость следовать жестким параметрам бюджета, сберегать и наращивать резервы. А у нас такая возможность сохраняется. Вот вчера только мне председатель Центрального банка сказал, они купили уже 5 млрд. долларов за последнее время. Золотовалютные резервы увеличиваются, сейчас они составляют уже 380 млрд.
    Тем не менее, было бы безответственно успокаивать себя бравурными словами и безудержным оптимизмом. Но что определенно можно сказать, и нужно, так это то, что Россия кризис преодолеет.

    Страна безусловно сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира, к тому же с большим горизонтом развития, с мощным кадровым и технологическим потенциалом. Для этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой, требуется собранность и консолидация, согласие по принципиальным вопросам. Наши действия должны быть несуетливыми, но быстрыми, ответственными и взвешенными, приносить реальный эффект и для граждан, и для экономики. Только так мы сможем сохранить общественное доверие и обеспечим достижение поставленных стратегических целей.

    Большое спасибо вам за внимание.

    Интернет-портал Правительства Российской Федерации

    Поделиться