Натовцы, проводя саммит, пытались совместить две вещи: продемонстрировать торжество своих идей, принципов и доказать всем, что НАТО является самой удачной и успешной военно-политической организацией ХХ и ХХI веков.
С другой стороны, они пытались найти ответы на вопросы, которые сами перед собой ставят: как будет трансформироваться альянс в ХХI веке? Как изменится баланс сил внутри НАТО после возвращения Франции в военные структуры блока? И многие-многие другие вопросы.
Но нас прежде всего интересует то, что здесь было сказано в отношении России.
В целом можно отметить, что натовцы, как мы и ожидали, подтвердили предыдущее решение о возобновлении диалога с Россией в полном формате. Никаких дополнительных условий для восстановления этого сотрудничества не было выставлено. Тем не менее слова, которые сказаны в адрес России, полностью принять мы никак не можем, поскольку речь во многом идет о таких вещах, как инерция поддержки грузинского президента Михаила Саакашвили. И если в составе НАТО есть государства, которые по-прежнему считают Саакашвили своим другом, то тогда для нас альянс выступает в качестве довольно сложного партнера. То есть становится непонятно, как нам вообще говорить в будущем о европейской безопасности, если у нас диаметрально противоположное мнение о событиях, которые привели к крови в рамках евроатлантического пространства.
Хорошо то, что все формы сотрудничества будут восстановлены, так как политический диалог - самое главное. А плохо, что эти формы будут также всеми использоваться для сохранения противоположных взглядов на то, что происходит в мире и в Европе в частности. По крайней мере мы тоже не собираемся молчать и, безусловно, выскажем все, что думаем по поводу позиции НАТО, которую оно занимало в августе прошлого года и продолжает занимать сейчас.
Говорить о том, что НАТО становится мировым жандармом, явно преждевременно. Они пока занимаются тем, что называется "проецированием силы на другие регионы", в частности на Афганистан, Пакистан, Ближний Восток, на Средиземноморское побережье. Операции и миссии альянса уже десять лет как вынесены за пределы географии стран - участниц альянса. Да, безусловно, в НАТО есть те, кто выступает за включение в состав блока таких государств, как Австралия, Япония, Новая Зеландия и, может быть, даже Индия, чтобы таким образом альянс мог играть еще более важную роль в вопросах обеспечения, как они считают, безопасности во всем мире. На самом деле это просто наведение порядка по собственным лекалам на чужих континентах.
Скорее всего, НАТО будет пытаться ослабить Организацию Объединенных Наций для того, чтобы понизить роль Совета Безопасности ООН. И прежде всего тех стран, которые в Совбезе традиционно блокировали решения, выходящие за рамки международного права. Следует ожидать, что именно реализация такой программы НАТО приведет к столкновению с многими союзниками и партнерами альянса, поскольку мало кому может понравиться как сама подобная программа, так и то, что сейчас происходит.
Записал Дмитрий Косарев, "Российская газета", Брюссель