Всю первую половину вчерашнего дня новостные ленты пестрели сообщениями о том, что из космоса на Землю "льются песни о полководце Ким Ир Сене и полководце Ким Чен Ире" - как результат успешного запуска Северной Кореей первого искусственного спутника.
Эту новость, раздерганную на цитаты, множили в радио- и теле-эфире, комментировали в Интернете, а корреспонденты "РГ", как ни пытались, не могли найти ни одного специалиста или хотя бы радиолюбителя, кто эти "песни" слышал САМ. Или - в силу своих должностных обязанностей - мог бы авторитетно подтвердить или опровергнуть факт появления в космическом пространстве северокорейского спутника.
Пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев сообщил, что никакой дополнительной информацией не располагает. По его словам, глава космического ведомства Анатолий Перминов выступал накануне в Совете Федерации и на предложение одного из сенаторов создать систему противоастероидной защиты пояснил, что у Роскосмоса нет своей системы слежения за околоземным пространством.
Пресс-секретарь Космических войск Алексей Золотухин ясности не добавил:
- Идет сбор и анализ информации. Чтобы подтвердить или опровергнуть вывод спутника на орбиту, надо проанализировать всю поступающую информацию...
Какую именно ВСЮ - так и осталось загадкой. Возможно, нашим Космическим войскам в тот момент недоставало подписки на ленту информационного агентства Франс Пресс: именно по его каналам пришло первое известие, что военные США опровергли информацию КНДР об успешном выводе спутника на орбиту.
- Чтобы запущенный в космос объект мог называться искусственным спутником Земли, он должен совершить один полный оборот, - пояснил "РГ" член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков. - И при этом функционировать - хотя бы ту же музыку передавать. Параметры орбиты, которые обозначили сами корейцы, позволяют крутиться достаточно долго. Во всяком случае не меньше, чем первый советский спутник.
Власти Северной Кореи, не реагируя на чужие сомнения, весь вчерашний день продолжали твердить, что их спутник находится на орбите с углом наклонения 40,6 градуса, на ближайшем удалении от Земли на 490 километров и максимальном удалении на 1426 километров с периодом обращения 104 минуты... А наши отечественные структуры, ответственные за глобальный контроль пусков баллистических ракет, все это время "анализировали информацию" и ничего вразумительного сказать не могли.
Ведь ожидалось-то всего-навсего одно - вышел космический аппарат на орбиту или упал в океан. Видимо, даже этого сделать оперативно силы космической обороны сегодня не могут.
Между тем система раннего предупреждения о ракетном нападении, которая входит в структуру Космических войск, должна в условиях реального времени фиксировать пуск межконтинентальной ракеты в любой точке земного шара, мгновенно определять направление полета и возможную точку падения. При возникновении угрозы ракетного нападения на Россию в течение нескольких минут должен приводиться в действие план отражения этого нападения.
Помимо стационарных радарных комплексов ПРО за пусками мощных ракет следят три геостационарных спутника и два - летающих на высокоэллиптических орбитах. А появление любого нового искусственного спутника Земли практически мгновенно должен фиксировать оптико-электронный комплекс "Окно", расположенный в Таджикистане и совсем недавно торжественно запущенный в эксплуатацию.
Так что молчание Космических войск ставит очень неприятные вопросы. Видят ли они то, что происходит в околоземном пространстве?