Несмотря на мировой кризис, Петербург остался в группе субъектов со стабильным состоянием экономики. Таковы результаты мониторинга социально-экономического развития регионов РФ за январь 2009 года. В чем причина того, что Северная столица сохраняет инвестиционную привлекательность?
Дело здесь не только в традиционных преимуществах - выгодном геополитическом положении, трудовых ресурсах. Последние пять-шесть лет власти усиленно работали над тем, что сегодня составляет "подушку безопасности" для экономики Петербурга. Город вошел в кризисный период без долгов, в три раза увеличился валовой региональный продукт.
Качество городской среды - первое, на что обращает внимание потенциальный инвестор. Город вложился в обновление парка пассажирского автотранспорта, модернизацию коммунального хозяйства. Только за три последних года площадь домов, непригодных для проживания, сократилась почти в два раза.
Не менее важно для инвестора развитие инфраструктуры. Власти вложили серьезные средства в строительство и ремонт дорог, в рабочее состояние приведены сотни километров водопроводных и тепловых сетей. В 2008 году введены в эксплуатацию два причала с береговыми сооружениями Морского пассажирского терминала. В перспективе пропускная способность порта составит более 1,5 миллиона пассажиров в год. Также сдано главное судопропускное сооружение C1, а в конце марта компания "Инжтрансстрой" завершила сооружение С2 Комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Дамбу называют одной из главных "строек века" Петербурга.
Город стал одним из немногих субъектов, где ведется постоянная работа со стратегическими инвестпроектами и прямыми, самыми выгодными инвестициями. В 2008 году исследования рейтинговых агентств в очередной раз подтвердили стабильность и качество инвестиционного климата Петербурга: ему присвоен рейтинг 1В "высокий потенциал - умеренный риск", а в части предпринимательского климата - А+, что означает высокий уровень благоприятности условий для ведения бизнеса. По этим показателям город остался в тройке лидеров.
В прошлом году прямые инвестиции выросли на 70 процентов в сравнении с 2007 годом и достигли 1,37 миллиарда долларов. Как отмечают специалисты городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, такая динамика отражает заметный рост привлекательности реального сектора экономики Петербурга для зарубежных инвесторов.
Данные статистики свидетельствуют: инвесторы обращают внимание как на традиционные для Петербурга отрасли, так и новые направления, такие как создание инновационных продуктов или автомобильный кластер. За счет вложения частных инвестиций в Петербурге построен завод одного из лидеров мирового автомобилестроения - "Дженерал Моторс" (второй после завода компании "Тойота", открытого годом ранее). В 2008 году на этих заводах и двух временных площадках GM выпущено 47,5 тысячи автомобилей.
В городе, основу экономики которого составляют промышленность и научно-внедренческая деятельность, неизменно высоким остается интерес к инновациям. Успешно реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа, фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, "Ингрия-Парка" на базе университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича. В прошлом году появились новые территории инновационного развития - информационно-консультативный центр "Инновация" и бизнес-инкубатор "Technopolis Ventures - Ингрия". Эксперты уверены: в условиях кризиса инновационные технологии должны получить особые преференции.
Между тем в условиях кризиса компании вынуждены корректировать свою инвестиционную политику. Направление на сокращение издержек легло и в основу бюджетной политики города. В новых условиях Петербург вынужден "заморозить" некоторые крупные проекты в области дорожного строительства, инженерной инфраструктуры, в первую очередь строек, финансируемых на основе государственно-частного партнерства. Будет отложено финансирование легкорельсового скоростного трамвая "Надземный экспресс", платная подводная трасса "Орловский тоннель". Остается в числе приоритетных, однако с некоторым смещением сроков ввода в эксплуатацию крупный проект реконструкции аэропорта Пулково. Подобных проектов модернизации в России единицы, а такой крупный транспортный узел, как Петербург, нуждается в современных воздушных воротах.
Не останется без поддержки магистраль "Западный скоростной диаметр". Объемы финансирования из городского бюджета и Инвестиционного фонда согласованы. Ввод ее участка позволил существенно разгрузить дорожную сеть города, что чрезвычайно важно для Морского порта.
В срок будет сдан и стадион на Крестовском острове, генподрядчик полностью закончил работы по свайному полю "зенитовского" стадиона, строители начали бетонирование под будущие трибуны.
Власти Северной столицы не намерены менять экономическую политику, приток инвестиций для Петербурга не только рост доходов, но и улучшение социально-экономического положения города.