Международный кризис, повлиявший и на экономическую ситуацию в России, заставил депутатов, можно сказать, на марше изменить главный финансовый документ страны.
Корректировать бюджетные планы, уже принятые к исполнению, народным избранникам приходилось и прежде. Но причина была не столь уважительной. Впервые, как заметил, выступая вчера в Госдуме, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, параметры бюджета приходится менять не из-за неточности прогнозов. Степашин оценил взвешенный подход правительства к непростой работе - "удалось сохранить социальную ориентацию бюджета". Он получился дефицитным.
Объем доходов федерального бюджета России в 2009 году снизится на 4 трлн 213,5 млрд рублей по сравнению с утвержденными цифрами и составит 6 трлн 713,6 млрд рублей (16,6 процента ВВП). А расходы вырастут почти на 700 млрд рублей. В исправленном бюджете они достигнут 9 трлн 692 млрд рублей (24 процента ВВП). Корректируя основные параметры бюджета, правительство ориентировалось на объем внутреннего валового продукта в размере 40,42 трлн рублей, инфляцию в 13 процентов и среднегодовую цену на нефть Urals 41 доллар за баррель.
"Несмотря на кризисные явления, страна позволит себе увеличить расходы и обеспечить условия не хуже, чем в 2008 году - успешном году для экономики", - сказал, представляя Госдуме проект обновленного бюджета, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. И пояснил не верящим в такие перспективы депутатам: "Сокращения расходов по всем статьям не происходит. Сокращаются расходы на пожелания - на то, что мы хотели бы сделать в будущем". Кудрин обратил внимание думцев на то, что в структуре доходов появилась одна важная позиция - возвращение неиспользованных средств госкорпораций, в том числе РОСНАНО и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Появились также и новые возможности - использовать в бюджете доходы таможни. Но налоговые поступления в госказну сократятся. "Сейчас именно та ситуация, когда нам нужно и можно использовать накопленные резервы для поддержки бюджетных расходов, социальных расходов и экономики страны", - заметил Кудрин.
Думские "единороссы" "в принципиальном плане" правительственную концепцию одобрили. Однако, по словам первого вице-спикера нижней палаты Олега Морозова, задумались над тем, как, не меняя макропараметры (доходы, расходы, дефицит), которые внесены кабинетом министров, "провести дополнительную настройку бюджета". "В частности, наша позиция состоит в том, чтобы постараться максимально сберечь бюджетные расходы и направить их в реальный сектор, на инвестиции, прежде всего в инфраструктурные проекты, дороги, строительство жилья. Мы постараемся в дискуссии с правительством ко второму чтению предусмотреть эти изменения в проекте федерального бюджета", - пообещал Морозов. На взгляд коммуниста Сергея Штогрина, "правительство поступило мужественно, не сокращая расходы в этой ситуации". Но депутат считает, что к расходам надо подходить более концептуально. "Например, мы провозгласили, что должны выйти из кризиса с инновационными технологиями, с оснащенными предприятиями, с инновационной наукой. Тогда на эти цели и должны быть нацелены максимальные финансовые ресурсы. А мы сегодня, к сожалению, этого не видим", - сказал Штогрин.
Депутат фракции ЛДПР Максим Рохмистров не уверен, что, если следовать тем мерам, которые предложены в исправленном бюджете, страна без больших потерь сможет выйти из кризиса. Он призвал правительство действовать более решительно.
По мнению Оксаны Дмитриевой ("Справедливая Россия"), самая большая проблема проекта - это дефицит региональных бюджетов. У "справороссов" было немало и других претензий к обновленному бюджету. Но их позиция не повлияла на результат голосования. Предложенные правительством антикризисные бюджетные поправки поддержали 314 депутатов.