Президент Барак Обама стремится найти на Востоке решение проблем, которые стоят перед западными странами. Так, пожалуй, можно сформулировать главную цель первого визита нового главы американского государства в Анкару.
Турецкие аналитики называют эту поездку "попыткой администрации США обновить отношения с мусульманским миром", американские аналитики объясняют ее желанием Обамы своими глазами увидеть "восточный рубеж НАТО".
Кроме переговоров с первыми лицами турецкого государства, запланировано участие президента США в форуме Альянса цивилизаций, который откроется в Стамбуле, а также предусмотрена весьма насыщенная культурная программа.
Впрочем, при всей разноплановости внешнеполитических тем, которые глава американского государства обсудит в Турции - от ситуации в Ираке до положения в Афганистане, в Вашингтоне вряд ли рассчитывают на подписание с Анкарой новых соглашений. Визит Обамы носит по большей части ознакомительный характер. Однако такого шага достаточно, чтобы продемонстрировать Турции - слова американской администрации не расходятся с делом. И Белый дом готов к серьезным консультациям с союзниками на чувствительном и деликатном восточном направлении.
Такой подход особенно важен для Анкары, которая последние годы официально придерживалась в дипломатии принципов "бесконфликтного существования с соседями". Эта линия позволила Турции сохранить хорошие отношения со странами, которые прежняя администрация включила в так называемую ось зла, - с Ираном и Сирией. Турецкая дипломатия нередко выступает неофициальным посредником на палестино-израильских переговорах. Анкара неоднократно подтверждала свою готовность играть более заметную роль в восстановлении Ирака и не возражала против участия турецкого военного контингента в составе миротворческих сил в Афганистане. Однако при условии, что турецкие военные не будут принимать непосредственное участие в боевых операциях и нести службу в "горячих точках".
Все эти "плюсы", которыми обладает Турция в качестве посредника, не были в должной степени оценены администрацией Джорджа Буша. И только с приходом к власти Обамы возможности Анкары были заново пересмотрены. Впрочем, турецкие власти не скрывают амбиций. И рассчитывают, что Вашингтон в дальнейшем будет воспринимать страну в качестве безусловного регионального лидера, а не только посредника, оказывающего услуги Госдепартаменту США.
Со своей стороны и Обама постарался показать турецким властям "товар лицом". Еще до начала визита в ходе юбилейной сессии НАТО, когда Анкара угрожала наложить вето на кандидатуру нового генерального секретаря альянса Андерса Фога Расмуссена, президент США лично поручился, что тот больше не позволит себе антимусульманских высказываний, с которыми Расмуссен выступал, будучи премьером Дании.
И, наконец, к сильному неудовольствию многих европейских "грандов", Обама высказался за скорейший прием Турции в состав Евросоюза. Хотя это заявление было призвано лишь морально поддержать Анкару, которая ведет трудные переговоры с Брюсселем, его было достаточно для создания благожелательной атмосферы на переговорах. Кстати, в ходе визита в Турцию Обама сделал еще один жест, который также был замечен официальной Анкарой, - в отличие от своих предшественников Билла Клинтона и Джорджа Буша новый президент США не стал встречаться с Константинопольским патриархом, который, так сложилось исторически, имеет напряженные отношения с турецкими властями.
Со своей стороны премьер Турции Тайип Эрдоган, обращаясь к представителям турецких СМИ, напомнил им, что именно при Обаме были приняты решения начать вывод американских войск из Ирака и закрыть тюрьму Гуантанамо. И что второе имя Обамы - Хуссейн. Кстати, свое первое интервью зарубежным СМИ глава Белого дома дал арабскому телеканалу, что лишний раз говорит о планах новой администрации не только изменить приоритеты во внешней политике, но и шире использовать в решении международных проблем новых, прежде недооцененных партнеров.