07.04.2009 02:00
    Поделиться

    За последние 6 месяцев дефолты коснулись 124 выпусков облигаций на сумму 160 млрд рублей

    У специалистов финансового рынка новые "модные" темы: судебная практика по неисполненным обязательствам, технологии новации долга, роль государства в реорганизации дефолтных бумаг, обращение дефолтных облигаций на вторичном рынке. Виной тому кризис, на волне которого капитализация рынка корпоративных рублевых облигаций, составляющая 1,6 трлн рублей, по оценке Центра экономических исследований МФПА, в течение этого года из-за дефолтов и отсутствия новых выпусков сожмется в восемь раз. При этом уже сейчас объем рынка непрерывно сокращается как за счет погашения, так и за счет реструктуризации облигаций, по которым произошел дефолт. Впрочем, в самом неблагоприятном случае объем дефолтов достигнет всего 0,8% ВВП. Пока же объем рынка облигаций к ВВП составляет 4%.

    За последние 6 месяцев дефолты в той или иной степени коснулись 124 выпусков облигаций на общую сумму более 160 млрд рублей. При этом, по данным информационного агентства Cbonds, до сих пор проблемные эмитенты остаются должны инвесторам примерно 46 млрд рублей.

    Тем временем представители государственных органов признаются, что готовых решений по выводу долгового рынка из кризиса у них нет. "Мы прибегаем к пожарным мерам, - отмечает Иван Осколков, директор департамента корпоративного управления министерства экономического развития. - Надо разобраться, кому помогать - эмитентам или кредиторам". Первый вариант, по мнению чиновника, выглядит предпочтительней. Но механизма его реализации пока нет.

    Впрочем, эксперты полагают, что вал дефолтов схлынет к маю-сентябрю текущего года, когда с рынка уйдут все выпуски эмитентов третьего эшелона, а это около 150 млрд руб., таким образом, к концу года объем рыночных выпусков облигаций достигнет порядка 700 млрд руб.

    Между тем Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) обсуждает вариант защиты инвесторов с помощью создания фонда дефолтных облигаций. По словам главы ФСФР Владимира Миловидова, такой фонд может быть создан для выкупа низкокачественных облигаций из паевых инвестиционных фондов, держателями паев которых являются розничные инвесторы. "Я исхожу из того, что нет необходимости участия в этом фонде государственных средств. Считаю, что ресурсы частного капитала еще полностью не исчерпаны".

    Также ФСФР, по сообщению замглавы ведомства Александра Синенко, планирует внести изменения в законодательные акты с тем, чтобы ужесточить требования к поручителям по облигационным займам, по его словам: "В связи с кризисом в России произошла целая волна дефолтов по облигациям. Это связано в том числе и с тем, что у нас нет четких требований к поручителям, а также к залоговому обеспечению. При предъявлении обязательств к исполнению поручитель, как правило, либо изначально не способен выплатить денежные средства, либо уже предпринял все необходимые меры, чтобы этого не делать. У нас есть законодательная инициатива о том, чтобы ввести требования к размеру чистых активов поручителей - юридических лиц. Чистые активы должны соотноситься с размером обязательств эмитента".

    Однако, как считает Олег Иванов, эксперт Комитета Госдумы по финансовому рынку , вице-президент Ассоциации региональных банков: "Тот рынок облигаций, который развивался в России в последние 5 лет, больше никогда не повторится. Потому что он был основан на потоке дешевых долларов, которые по фиксированному курсу менялись на рубли. Нормальный механизм урегулирования задолженности при дефолтах так и не был создан. Примеры дефолтов, которых сейчас достаточно, показывают, насколько этот механизм уродлив. Заемщик и кредитор, попавшие в сложную ситуацию, по сути, лишены возможности автономно разрешать свои взаимоотношения. По каждому чиху они должны согласовывать свои действия с регулятором. А Федеральная служба по финансовым рынкам превращается в структуру, которая работает посредником между должником и кредитором. Она решает вопросы, связанные с реструктуризацией долга. Поэтому все мероприятия по реструктуризации превращаются в некоторый набор административных, бюрократических шагов".

    В свою очередь, заместитель начальника управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павел Филимошин заявил: "Мы рассчитывали, что на рынке публичного долга дефолты будут происходить в последнюю очередь, что компании будут стараться занимать и перезанимать, чтобы расплатиться по облигациям. Тем не менее кризис докатился до реального сектора экономики. Многие компании столкнулись с проблемами в реализации продукции и стали объявлять дефолты по облигациям.

    У государства сейчас есть политическая воля решить проблемы рынка облигаций. ФСФР не будет в стороне. Могу перечислить законодательные инициативы службы. Это введение института общего собрания владельцев облигаций (облигационеров), института представителя владельцев облигаций, реструктуризация долга по облигациям путем перевода в акции компании-эмитента и т.д."

    Кроме того, по словам заместителя директора по листингу и работе с эмитентами ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" Дмитрия Ивакина, специалисты Фондовой биржи ММВБ разработали технологию, позволяющую проводить биржевую реструктуризацию дефолтных либо преддефолтных облигаций, обменивая их на другие ценные бумаги. Дмитрий Ивакин отметил, что первые сделки по биржевой реструктуризации облигаций, как ожидается, пройдут на ММВБ уже в первом полугодии 2009 года.

    Одним из препятствий к проведению подобных сделок ранее был риск того, что инвесторы, получив в рамках первой части сделки по реструктуризации деньги на свой счет, не выставят заявки на покупку новых бумаг, выпущенных для обмена на старые. Теперь этот риск биржа может устранить во время клиринга.

    Поделиться