Новости

07.04.2009 01:00
Рубрика: Экономика

Париж верит в российский рынок

Интервью с госсекретарем по внешней торговле Франции Анн-Мари Идрак

Сегодня в Россию с рабочим визитом прилетает глава французского внешнеторгового ведомства мадам Анн-Мари Идрак. Намечены поездки в Санкт-Петербург, Самару и Москву. Главная тема - развитие двусторонних экономических связей.

Российская газета: Мадам Идрак, как вы оцениваете нынешнее состояние торгово-экономических отношений между Россией и Францией? Какого уровня они достигли?

Анн-Мари Идрак: За последнее десятилетие они значительно укрепились. Неуклонно увеличиваясь с 2000 года, торговый обмен между нашими странами в прошлом году достиг 20 миллиардов евро. За восемь лет французский экспорт в Россию вырос в четыре раза, а российский во Францию - в пять. Более 500 наших компаний сейчас работают в Российской Федерации в самых значимых отраслях экономики. На Францию приходится четыре процента закупаемой Россией на внешних рынках продукции, что ставит нас на девятое место в списке торговых партнеров России. В свою очередь ваша страна занимает такое же девятое место среди внешнеторговых партнеров Франции. Сами по себе эти результаты хороши, но на этом нельзя останавливаться.

РГ: Какие шаги Франция и Россия могут предпринять для того, чтобы справиться с проблемами, вызванными кризисом? Что уже делается?

Идрак: Из-за спада спроса на рынках и нестабильных цен мировой финансовый кризис в целом, несомненно, приведет к серьезному замедлению внешнеторгового обмена. И тем не менее, несмотря на то что доступ к источникам финансирования стал более ограниченным, кризис может создать новые возможности для прямых инвестиций в тот момент, когда стоимость активов предприятий уменьшилась. Это касается как французских капиталовложений в Россию, так и российских во Францию, что мы всячески поддерживаем.

С тем чтобы противостоять последствиям кризиса, Россия и Франция в кратчайшие сроки предприняли энергичные шаги, нацеленные на поддержку деловой активности. При этом мы делаем особый акцент на принципе долгосрочности и на капиталовложениях.

РГ: В каких сферах сотрудничества, по вашему мнению, предприниматели и промышленники двух стран добились особого прогресса?

Идрак: Успешные партнерские связи установились во многих стратегически важных отраслях. В качестве примера назову, конечно, аэрокосмическую промышленность, гражданскую авиацию, где ряд французских фирм, в первую очередь "Сафран", "Талес", а также другие активно задействованы в проекте российской компании "Сухой" по созданию регионального самолета "Суперджет 100". Или возьмем автомобилестроение: здесь также существуют партнерские связи. Они сложились, в частности, между французским концерном "Рено" и АвтоВАЗом. А вот совсем свежий пример. Буквально на прошлой неделе компания "Альстом транспорт" подписала с российским "Трансмашхолдингом" историческое соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Но надо идти дальше. Я убеждена, что ноу-хау наших промышленников могут привести к новым проектам по совместному партнерству. Чтобы это произошло, руководители предприятий должны лучше знать друг друга и чаще встречаться. Именно поэтому в поездке по России меня сопровождают три десятка глав французских компаний.

РГ: Где, на ваш взгляд, можно было бы серьезно прибавить и вывести отношения на новый уровень?

Идрак: Главная особенность наших взаимных обменов - это их дисбаланс: мы закупаем в России примерно в два раза больше товаров, чем продаем ей. К тому же, как я заметила, номенклатура российских товаров, идущих во Францию, носит ограниченный характер, в то время как наш в Россию гораздо разнообразнее. И действительно, 90% вашего экспорта - это энергоносители. Что же касается французского экспорта в Россию, то он распределяется следующим образом: 34% приходится на промышленное оборудование, 24% - товары широкого потребления, 21% - промежуточные товары, 10% - сельхозпродукты и продовольствие и 9% - автомобили.

Мне представляется, что есть хорошие возможности для продвижения французской продукции, особенно продовольственной, если, конечно, российский рынок будет для нее открыт. Вместе с тем нам необходимо продвинуться вперед в области производства промышленного оборудования. Именно оно позволяет предприятиям поднимать производительность, а также конкурентоспособность на мировых рынках. Таким образом, Франция хотела бы поспособствовать диверсификации российской экономики.

РГ: Между энергетиками двух стран, в частности между концернами "ГДФ СЮЭЗ" и "Газпром", существуют прочные и многолетние связи. По каким направлениям стоило бы развивать франко-российский энергодиалог?

Идрак: У основных французских энергетических концернов "Электрисите де Франс", "ГДФ СЮЭЗ" и "Тоталь" есть большие проекты в России. Кстати, энергетика - один из основных пунктов программы моей поездки, в ходе которой филиал "ГДФ СЮЭЗ" намеревается подписать соглашение о трансфере технологий по транспортировке сжиженного природного газа (СПГ), а компания "Далкиа" - заключить договоры в области управления тепловыми сетями. К тому же в Москве с участием российского министерства энергетики и французского агентства по энергопользованию и экологии пройдет семинар по вопросам энергетической эффективности.

РГ: Французские автомобили пользуются у россиян большой популярностью. Как известно, концерны "Рено" и ПСА сейчас активно разворачивают производство в России. С какими сложностями сталкиваются? Какие у них перспективные планы?

Идрак: В основном речь идет о трех крупных промышленных проектах. Два из них приходится на "Рено". Предприятие "Автофрамос" в Москве, созданное совместно со столичным муниципалитетом, выпускает автомобили "Логан" для российского рынка. Успех проекта привел к тому, что сейчас "Рено" работает над тем, чтобы увеличить производство в два раза. В Тольятти французские автомобилестроители являются стратегическими партнерами АвтоВАЗа: в феврале 2008 года "Рено" приобрел долю (25% плюс 1 акция) в его капитале. Со своей стороны концерн "ПСА Пежо Ситроен" вместе с компанией "Мицубиси" приступили к строительству своего первого завода по автосборке в Калуге. Там будут выпускаться городские внедорожники среднего класса "Пежо", "Ситроен" и "Мицубиси", а также легковые автомобили того же класса "Пежо" и "Ситроен".

РГ: Французские инвестиции в России во много раз превышают российские во французскую экономику. Что предпринимается для того, чтобы привлечь российские капиталовложения во Францию? Что можно в этом плане ожидать в будущем?

Идрак: Действительно, этот дисбаланс существует. Он частично объясняется промышленной спецификой обеих стран. Франция, которая входит в число мировых лидеров по прямым иностранным инвестициям, естественно, хотела бы получать больше капиталовложений из России. В этом плане стратегический курс, взятый вашей страной на развитие промышленности на базе новых технологий и инноваций, открывает путь для множества совместных проектов с Францией. Ведь французские наработки и опыт, а также то, что мы в состоянии взаимно дополнять друг друга в этих областях, являются по сути дела плодотворной почвой для перекрестных капиталовложений. И, наконец, не так давно при нашем посольстве в Москве открылось бюро Французского агентства по привлечению иностранных инвестиций. Оно призвано помогать российским предприятиям, которые хотели бы пустить корни во Франции.

 

 

Экономика ВЭД Власть Работа власти Внешняя политика В мире Европа Франция