Сохранение инфляции на уровне докризисного 2008 года уже преподносится как достижение

Министерство экономического развития выступило в среду с прогнозом экономической ситуации в России на ближайшее время. Говорится, что в стране упадет спрос, а значит, и инфляция. По науке все так и есть. Но живет ли Россия по науке?

Инфляция по итогам года прогнозируется в размере 13 процентов. Сразу хочется задать вопрос, в чем же тут радикальное "падение". Ведь в 2008 году инфляция составила 13,3 процента. Выясняется, что аналитики министерства имели в виду на самом деле несколько иное. Инфляция у нас так галопирует, что должна была бы быть к концу года больше прошлогоднего уровня. С 1 января по 1 апреля, стало быть, за 3 месяца, инфляция у нас была 5,3 процента. Умножая на 4, получим годовую цифру далеко за 20. Но сворачивание спроса замедлит этот процесс. На второй квартал прогноз уже не 5, а 3,9.

Ура! Но даже 13 процентов на самом деле очень плохо: зарплаты уже не как до кризиса, а инфляция - в точности как "до". Ситуация не имеет аналогов в мировой практике: сейчас вряд ли наскребешь несколько стран с таким высоким уровнем роста цен.

В тот же день первый зампред ЦБ Сергей Улюкаев поспешил порадовать: на самом деле инфляция будет существенно ниже. Но на поверку и это оказалось не радость: не 13, а "лишь" 12 процентов. Не открытый, а закрытый перелом. Естественно, население не заметит разницы между 12-ю и 13-ю процентами, тем более, что население видит потребительскую инфляцию, то есть рост цен на те товары, которые народ покупает каждый день, а ее прогнозисты считают крайне неохотно: получается то 20, то 30 процентов, в общем, есть вещи, о которых лучше не думать.

Однако, существуют большие сомнения в том, что сворачивание спроса на самом деле загонит инфляцию даже в 13-ти процентный коридор. Повторим, что "по науке", если никто ничего не покупает и не продает, то и инфляция нулевая. Меньше стали покупать - инфляция снижается. Но то по науке.

Есть категории товаров, от которых никто не откажется даже в самую лихую годину. Это хлеб, вообще еда, какая-никакая одежонка, билеты на транспорт, наконец, плата за жилье и услуги ЖКХ. И всегда в периоды кризисов получается так, что это "безотказное ядро" товаров разгоняет инфляцию. И чем оно уже, тем больше разгоняет. Вспомните фильмы о Гражданской войне - булка хлеба идет за миллион, а картина Тициана за булку хлеба. Вот это оно самое и есть.

Почему так получается? Главная причина: производители и торговцы стремятся компенсировать падение доходов за счет тех товаров, которые продолжают покупать. Этому только способствует ажиотажный спрос. Где ажиотаж - там дефицит, а дефицит в рыночной экономике всегда демпфируется ростом цены (при социализме дефицит мог существовать годами именно в силу фиксированной системы ценообразования).

В среду же президент России косвенно обратился к этой проблеме и сказал важную вещь про услуги ЖКХ. Именно ЖКХ, как известно, разогнало январскую инфляцию. Президент предположил, что рост тарифов в условиях кризиса имеет смысл ограничить. И это в самом деле было бы неплохим решением.

Но опять же в теории. Львиная часть тарифа идет на покрытие низкой эффективности системы ЖКХ - "топим улицу". На практике "топить улицу" вот прямо завтра все равно не перестанем. То есть "неконструктивная" часть тарифа как была, так и останется. Но если рост тарифа будет ограничен, это приведет к ограничению поставок, иными словами, вода в домах станет чуть теплой (а она и так в ряде регионов чуть теплая), отключения горячего водоснабжения еще длиннее, и т.д.

В борьбе с инфляцией прогнозистам поможет только одно - стабильный рубль. Резкий рост курса доллара и евро был второй после ЖКХ причиной, разогнавшей инфляцию (ведь львиная доля товаров или импортная, или "сделана в России" из импортных комплектующих). Признано вроде бы, что девальвацию проводить не стоило, что она ничего не дала. Это значит, что курс рубля может оставаться стабильным до конца года. И тогда мы может быть и уложимся в 12-13 процентов. Но надо понимать, что это нельзя будет считать антикризисной заслугой министерства экономического развития.