С начала этого года поток мигрантов в Россию существенно снизился. За исключением одного региона. Число гастарбайтеров, направляющихся на Дальний Восток, наоборот, увеличилось. Эти тенденции озвучил вчера на пресс-конференции директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский.
Итак, по его словам, в первом квартале этого года в Россию приехало на 400 тысяч иностранцев меньше, чем за тот же период прошлого года. "Если год назад к нам въехали 4,3 миллиона человек, то за первый квартал этого года мы ожидаем цифры на уровне 3,8-3,9 миллиона", - сообщил глава ФМС. Ежедневно пересекают границу 40 тысяч человек, что на 10-13 процентов меньше, чем в прошлом году.
Но при этом Константин Ромодановский обратил внимание на совершенно противоположную тенденцию, наблюдаемую на Дальнем Востоке: "Мы отмечаем перераспределение трудовых мигрантов: если раньше они ехали в Центральный, Приволжский, Уральский федеральные округа, то сейчас активно "заселяется" Сибирь и Дальний Восток". Он уточнил, что в этом году выдано в данных регионах на 34 процента больше, чем в прошлом году, разрешений на работу и на 8 процентов больше разрешений на проживание.
По мнению чиновника, такое перераспределение связано с тем, что в центральных округах мигрантам стало труднее найти работу.
Вместе с тем глава ФМС пожаловался, что на федеральном уровне нет исчерпывающей информации о реальной потребности регионов в рабочей силе и потенциале внутренней миграции. "По идее нам надо бы знать, в каких конкретно специалистах и в каком количестве нуждаются территории. Какой процент этой потребности можно покрыть с помощью внутреннего перераспределения трудовых ресурсов. И уже исходя из этого приглашать иностранцев. Но после переподчинения служб занятости с федерального на региональный уровень эта информация стала оседать в субъектах", - посетовал Константин Ромодановский.
Несмотря на некоторое снижение потока иностранцев, миграционщики, по словам их начальника, стали больше внимания уделять защите российского рынка труда. В частности, они стали тщательнее следить, чтобы иностранцы устраивались на работу на те предприятия, которые попали в квоту.
Кроме того, разрешения на работу мигрантам-безвизовикам стали выдавать не сразу на год, как раньше, а на три месяца. Если в течение этого времени гастарбайтер трудоустроится и принесет в миграционную службу контракт на год, разрешение на работу ему продлят. Если нет, он должен будет уехать на родину.
И, конечно же, ФМС увеличило число проверок как работодателей, так и самих мигрантов. "В неделю у нас проходит 35-40 тысяч проверок", - сообщил Константин Ромодановский.
Он также напомнил, что сейчас на межведомственном согласовании находятся поправки в миграционное законодательство, направленные, во-первых, на устранение барьеров для высоко-квалифицированных специалистов из других стран, а во-вторых, на легализацию мигрантов, трудящихся в частном секторе. Скажем сразу: и те и другие будут приезжать вне квоты. Для первых ФМС разрабатывает аналог европейских "голубых карт", что даст человеку, приезжающему на конкретное рабочее место, право на получение вида на жительство и обеспечит ему социальные гарантии. Для вторых - патент на работу в частном секторе. "По идее, работник может приобрести патент на три месяца, и если он захочет продолжать работать в России, то каждый месяц будет его продлевать", - пояснил Константин Ромодановский. Предположительная цена патента -
1 тысяча рублей в месяц, хотя глава ФМС не исключил, что его цена в регионах будет варьироваться.
Но на вопрос, где гарантия, что мигранты эти самые патенты станут покупать, и как миграционщики собираются их отслеживать, ведь в частный дом нельзя прийти, как на предприятие, чтобы проверить, кто и на каких основаниях там работает, Константин Ромодановский четкого ответа не дал. Отметил только, что "регулироваться вопрос будет при помощи миграционного контроля и совместных с правоохранительными органами мероприятий".