Уральских аудиторов вытесняют с рынка конкуренты федерального масштаба

В регионах формируется новая модель рынка аудиторских услуг.

Передел, которого не было

До недавнего времени уральский рынок аудита демонстрировал более высокие темпы роста, чем в соседних регионах, что объяснялось положительной динамикой в промышленном секторе. Картину подпортил кризис. Многие предприятия были вынуждены отказаться от планов по выходу на IPO, что тут же сказалось на спросе на аудит по международным стандартам. Заметно "просели" строительство и торговля - традиционные заказчики российских аудиторских компаний.

Эксперты более чем осторожны в прогнозах относительно перспектив регионального рынка аудита. Тем более что в последние годы на Урале наблюдается экспансия крупных консалтинговых групп. По сути, на плаву остались только те регионалы, которым удалось объединиться, многие мелкие игроки перешли в статус филиалов отечественных и зарубежных сетей. Озвучиваются разные варианты: от полного хаоса и разорения местного бизнеса до положительной оценки грядущих слияний-поглощений, в результате которых расценки на услуги аудиторов могут вырасти в несколько раз.

- У московских аудиторов есть чему поучиться: они владеют самыми современными методиками проверок, новыми программными продуктами. До регионов все это доходит очень медленно. О новинках мы можем узнать только на семинарах, куда попадаем раз в год. Если в результате укрупнения бизнеса уральские аудиторы смогут повысить профессиональный уровень, мы только "за", - говорит директор одной из екатеринбургских аудиторских фирм Татьяна Алексеева.

С другой стороны, участники рынка прекрасно понимают, что вместе с юридическим статусом региональный бизнес может потерять и свои преимущества: оперативность управления, мобильность, невысокие цены.

- Сегодня на долю регионалов приходится около 30 процентов рынка аудита, причем большинство них - небольшие компании (по данным Минфина - 82 процента. - Ред.). Несомненно, у малого бизнеса есть свои плюсы, традиции, которые могут исчезнуть в процессе слияния, - сожалеет председатель совета Уральского территориального округа НП "Российская коллегия аудиторов" Елена Зайцева.

Представители крупного бизнеса оценивают интеграцию как проявление общемировой тенденции. Отмечая также, что потребность в небольших фирмах у клиентов все равно останется.

- Закон не ограничивает конкуренцию и не ущемляет интересы небольших фирм, поэтому мы не ожидаем, что структура рынка существенно изменится, - подчеркнули представители одной из международных консалтинговых фирм.

Своя ноша тянет

Существенно повлиять на расстановку сил на региональном рынке аудиторских услуг может вступивший в силу с января 2009 года новый закон "Об аудиторской деятельности".

По замыслу авторов, ФЗ-307 призван снизить административное влияние на отрасль за счет передачи ряда функций от государства к саморегулируемым организациям (СРО). При этом государство не уходит из сферы аудита, оставляя за собой функции контроля и нормативно-правового регулирования. При Министерстве финансов будет действовать совет по аудиторской деятельности, куда войдут представители бизнес-среды, ФСФР, ЦБ, а также делегаты от СРО.

- Новый закон - это шаг вперед для российского аудита. Он способствует сближению оте­чественной и международной практики, - говорит партнер отдела аудита одной из крупнейших международных компаний Наталья Яковлева. - С одной стороны, повышается роль СРО, что говорит о большем доверии к аудиторам. С другой, увеличивается их ответственность перед клиентами.

А вот среди уральских игроков рынка бытует мнение, что многие нововведения пролоббированы крупным бизнесом, ведь для местных фирм, у которых средняя сумма заключаемых контрактов варьируется в пределах 15 - 30 тысяч рублей, резко увеличивающаяся финансовая нагрузка может стать непосильной.

К примеру, только на обязательную процедуру контроля качества потребуется 20 тысяч в год. Кроме того, не стоит забывать про взносы на формирование компенсационных фондов, которые должны заменить аудиторские страховки (до 5 тысяч рублей с юрлица), взносы на содержание единого аттестационного центра и за членство в СРО. Если сегодня в Уральском регионе отчисления в некоммерческие партнерства (НП) аудиторов колеблются от 1000 рублей в год для физлиц до 22 - 56 тысяч для организаций, то уже в ближайшем будущем эти цифры могут возрасти в два-три раза.

Сам себе контролер

Хотя закон будет вступать в силу поэтапно в течение трех лет, ключевой датой станет 1 января 2010 года: с этого момента членство в саморегулируемых объединениях становится обязательным условием для осуществления аудиторской деятельности.

Как именно будет происходить вступление в СРО, закон прописывает подробно. Но ни чиновники, ни аналитики не могут предположить, сколько таких организаций будет в России. Пока при Минфине аккредитовано пять НП. Их штаб-квартиры расположены в Москве, но у большинства есть филиалы. Скорее всего, именно эти сети и будут претендовать на роль контролеров.

У регионалов на это шансов мало. По закону получить статус СРО могут объединения, в составе которых не менее 700 физических лиц или 500 коммерческих организаций. Однако в самых солидных региональных НП не более 400 членов.

Отношение к СРО у самих аудиторов пока скептическое. Многие говорят, что пока их деятельность ограничивается сбором взносов. И уже тем более не считают СРО эффективным инструментом оценки уровня профессионализма. Непонятно пока, как выполнить требование подтверждать при вступлении в СРО "безупречную деловую репутацию". Во-первых, это понятие не юридическое и не экономическое, а скорее этическое. Во-вторых, только что созданные компании вряд ли смогут предоставить "письменные рекомендации как минимум от трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр не менее чем за три года до этого". А значит, ни одной новой фирмы на этом рынке может больше не появиться.

- От аудиторов надо требовать не подтверждения репутации, а соблюдения честных правил игры, в первую очередь профессиональной тайны. На практике зачастую новый сотрудник приносит на флэшке и внутрифирменные стандарты, и отчеты с предыдущего места работы, - говорит Татьяна Алексеева. - Кроме того, в законе следовало бы прописать, что проверяющий несет ответственность за достоверность отчетности наравне с клиентом, тогда число желающих стать аудиторами значительно бы уменьшилось.