09.04.2009 03:51
    Поделиться

    В Свердловской области снова начнут строить лифты

    При поддержке властей на Урале возрождают лифтостроение

    В регионе началась реализация проекта "Уральский лифт".

    По данным Ростехнадзора, каждый четвертый лифт на Среднем Урале полностью выработал свой ресурс. Однако замена подъемных средств - задача не из простых. Одно изделие Щербинского лифтостроительного завода стоит порядка 600 тысяч рублей. Учитывая, что в Свердловской области эксплуатируется 10022 лифта, легко подсчитать затраты на их массовую замену. Таких денег в местных бюджетах сразу не найти.

    - Максимальный срок службы лифта - 25 лет, - говорит главный инженер ассоциации лифтовиков Среднего Урала Леонид Мокрушин. - Таков возраст большинства пассажирских подъемных средств, установленных на пике жилищного строительства, в 1980-е годы. А вот программы их обновления раньше не было, разве что в Екатеринбурге, где подобное начинание реализуется уже несколько лет, хоть и не в массовых масштабах.

    Парадокс в том, что еще недавно регион с лихвой покрывал потребность в лифтах.

    - Их производство началось в 1903 году на базе Уральского лифтостроительного завода, - рассказывает заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Юрий Зибарев. - В пору своего расцвета предприятие обеспечивало Советский Союз грузовыми лифтами на 90 процентов, а с 1999 года выпускало и пассажирские.

    Развал завода начался, когда его собственником стал скандально известный бизнесмен, отбывающий сейчас тюремный срок за мошенничество. Завладев уникальным предприятием, он предпочел распродать оборудование, а здания и сооружения сдать в аренду. И хотя новый хозяин заявил о готовности освоить производство грузового лифта-пятитонника, остро востребованного уральской индустрией, однако на старте проекта, в 2007 году, выпустили лишь одно изделие и ни одного - в следующем. Закончилось все банкротством предприятия. Сейчас на его месте - металлобаза.

    Спохватились областные власти два с половиной года назад, когда средний износ лифтового хозяйства в регионе приблизился к 90 процентам. Именно тогда стартовал проект "Уральский лифт", призванный решить проблему на принципах государственно-частного партнерства.

    - Областное правительство поручило нам создать новое производство, - рассказывает генеральный директор НИИ подъемно-транспортных машин Евгений Раскатов. - Основным исполнителем проекта стало ЗАО из рабочего поселка Пышма, электрочасть поручили екатеринбургскому научно-производственному объединению, еще ряд предприятий осуществляют поставку комплектующих.

    Разработчики взяли за основу типовые отечественные механизмы, поскольку новые лифты предстоит устанавливать в имеющихся шахтах жилых домов и промышленных предприятий. Но было решено сделать уральский лифт более технологичным и качественным за счет современных решений. В частности, отказаться от сортового проката в пользу листового и перейти от трудоемких сварки и подгонки к высокоточной лазерной резке и гибке. По подсчетам специалистов, себестоимость нового лифта на треть ниже, чем его предшественников. В итоге он на 100 тысяч рублей дешевле, что не нанесло ущерб комфорту и безопасности.

    Специалисты головного НИИ насчитывают у своего детища добрый десяток технологических новинок, например, самодиагностика поломок. Или инфракрасная шторка, благодаря которой пассажиру не грозит быть зажатым створками лифта.

    На состоявшейся недавно презентации проекта председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров подчеркнул, что это составная часть программы развития внутриобластной кооперации на 2009 - 2011 годы. Узлы и детали лифта будут изготавливать 17 заводов.

    В современных условиях важен и социальный эффект.

    - Рассчитываем дополнительно трудоустроить только на головном заводе более полутора тысяч человек, - рассказали корреспонденту "РГ" в администрации Пышминского городского округа.

    Новые рабочие места появятся и на ряде предприятий, поставляющих комплектующие, и в ремонтных организациях.

    И все же для успеха проекта одной только государственной поддержки недостаточно, необходима заинтересованность второй стороны частно-государственного партнерства - бизнеса. Как участников производства, так и потребителей: помимо муниципалитетов, нуждающихся в замене старых лифтов, такая техника в большом количестве требуется строительной отрасли.

    - В рамках презентации состоялись первые рабочие контакты с руководством фирмы-застройщика микрорайона "Академический", - продолжает Евгений Раскатов, - судя по всему, наша разработка заинтересовала.

    Тем не менее, как отмечают в ассоциации лифтовиков, информации о проекте пока очень мало: даже общая цена вопроса и прогнозные объемы производства пока не называются.

    Поделиться