Продукция белорусского завода "Бобруйскагромаш" хорошо известна российским крестьянам. Без машин этой марки, предназначенных для заготовки и раздачи кормов, прицепной техники и много другого зачастую не обойтись. Тем более что и сами агромашевцы активно идут навстречу. С российскими партнерами они щедро поделились опытом и совместно организовали уже четыре СП: в Барнауле, Москве, Вологодской области, Татарстане. Спектр выпускаемых там агрегатов широчайший - от пресс-подборщика до самосвальных полуприцепов. При этом используются российские материалы и комплектующие узлы, детали. Надежный заработок имеют сотни местных рабочих и специалистов. И российскому крестьянину выгодно: нет нужды ехать за нужной машиной за тридевять земель, да и обходится такой белорусско-российский агрегат дешевле.
На днях эти преимущества станут еще весомее. "Бобруйскагромаш" завершил в соответствующих российских органах сертификацию своей техники, которая производится на совместных предприятиях в России. И уже со второго квартала этого года она будет иметь сертификат российского производства. Это - отнюдь не простая формальность. Теперь российские аграрии, приобретая такие агрегаты, смогут на всех основаниях претендовать на различные кредиты и лизинговые схемы, предлагаемые государством для поддержки отечественного товаропроизводителя. В частности, сейчас сельхозпредприятия различных регионов России имеют возможность приобретать технику "Бобруйскагромаша", выпущенную на совместных предприятиях, что в конечном итоге позволит российским крестьянам значительно нарастить урожаи и привесы и получить дополнительные доходы. А это в преодолении нынешнего кризиса - главное. Только на совместном предприятии в Татарстане "Бобруйскагромаш" планирует собрать в нынешнем году не менее 330 машин для заготовки кормов и прицепных транспортных средств. С оптимизмом смотрят в будущее и другие российские партнеры белорусского предприятия. Предполагается не только расширять номенклатуру продукции, увеличивать ее выпуск, но и организовать новые сборочные производства: в Красноярском крае, Ростовской области, в других регионах.
Нет необходимости доказывать, что именно такое сотрудничество позволит Беларуси и России поднять на новый уровень сельскохозяйственное машиностроение, аграрный сектор. А это - и миллионы рабочих мест, и гарантия продовольственной безопасности, и широкие экспортные возможности. К такой очевидной истине обе страны пришли через "увлечение" западной техникой. В белорусско-российских условиях она оказалась чересчур затратной. И нынешнее соотношение белорусского и российского рубля к доллару и евро это обстоятельство подчеркивает еще раз. "Пересаженные" на российскую производственную почву белорусские образцы сельхозтехники оказались вне конкуренции.
Это подтверждает и опыт сотрудничества с российскими партнерами гомельского производственного объединения "Гомсельмаш". Отработав систему взаимодействия на совместном предприятии, организованном несколько лет назад в Брянске, гомельчане теперь намерены использовать его при совместном производстве зерноуборочных комбайнов в Набережных Челнах. Такое решение было принято в январе, когда в Гомеле находилась правительственная делегация во главе с премьер-министром Татарстана Рустамом Миннихановым. А партнером "Гомсельмаша" при реализации проекта выступило предприятие "Татэлектромаш".
- Первая партия узлов и деталей для сборки пяти высокопроизводительных комбайнов "Палессе GS812" уже отгружена российскому предприятию, - пояснил заместитель директора департамента продаж в Российскую Федерацию "Гомсельмаша" Василий Козлов. - Согласно договоренностям они сойдут с конвейера уже в середине апреля. А всего в этом году в Татарстане будет собрано 50 гомельских зерноуборочных комбайнов. Все они поступят в хозяйства до начала жатвы.
Темпы, которыми развивается этот проект, приятно удивляют. А дело в том, отметил белорусский менеджер, что между партнерами сложились не только деловые, но и теплые доверительные отношения. Например, гомельчане взяли на себя процесс сертификации комбайнов в России, составление технических паспортов, сервисных книжек. Сборка и обкатка техники также проходят с их участием. Такое сотрудничество делает реальным выход на производство 250 зерно- и кормоуборочных комбайнов в год. А в перспективе - и двух тысяч машин и комплексов! Этого хватит не только для Татарстана, но и для уральских, восточных регионов России, где гомельская сельхозтехника также пользуется большим спросом. Однако, помимо прочего, хотелось бы отметить, что такое сотрудничество - улица с двусторонним движением. Уже определена номенклатура узлов и деталей, которые "Татэлектромаш" будет изготавливать для всей техники "Гомсельмаша". Значит, количество созданных в Татарии рабочих мест еще более возрастет.
А в Омске на "Механическом заводе "Калачинский" в этом году сойдут со стапелей первые зерноуборочные комбайны "Лида-1300", собранные из узлов и деталей, полученных с белорусского завода "Лидагропроммаш". Эти предприятия только что создали совместное производство. Первые 10 машинокомплектов уже в пути. К 2011 году выпуск совместных зерноуборочных машин здесь планируется увеличить до 150. При этом значительная доля узлов и деталей будет местного производства, что значительно снизит стоимость машины, обеспечит в Омске работой десятки человек.
Может возникнуть вопрос: почему Беларусь создает совместные предприятия по производству комбайнов и другой сельхозтехники в России, когда там есть своя похожая продукция? Объяснение простое. Ведь урожайность зерновых культур, например, в разных регионах - не одинаковая. И, чтобы с наибольшей эффективностью провести уборку, требуются комбайны различной производительности. Разновидностей тут немало. Многие из них производятся в Беларуси, и дублировать их разработку в России нет смысла. Быстрее и дешевле воспользоваться уже имеющимися конструкциями. С другой стороны, и в Беларуси востребованы комбайны, выпускаемые в России. В этом году, например, как и прежде, она намерена закупить около 200 зерноуборочных агрегатов марки "Ростсельмаш". При производстве которых, кстати, широко используются узлы родственного белорусского завода "Гомсельмаш". Специализация и кооперация предприятий и сегодня позволяют белорусскому и российскому машиностроению работать как единый комплекс, не уступающий по конкуренто способности лучшим зарубежным фирмам.