Дебаты двух партий, поддер живающих курс президента и премьера, состоявшиеся в Москве в минувшую пятницу, обещали быть захватывающим состязанием.
Пессимисты бы сказали, что спорить "Единой России" и "Справедливой России" не о чем, и ошиблись - даже выходя из комнаты, разгоряченные Андрей Исаев и Геннадий Гудков продолжали бросать реплики куда-то в пространство. Тема для обсуждения была строго думской: речь шла о поправках в бюджет 2009 года, предложенных правительством и уже получивших название антикризисного плана. При этом уже сейчас альтернативных партийных планов насчитывается как минимум три (их составили в КПРФ, "Правом деле" и "Яблоке"). Но практичные эсеры свой документ явно готовили уже в виде поправок в бюджет и в этом смысле оказались подготовлены к дебатам лучше остальных.
Сражались партийцы по поводу антикризисного плана правительства двумя "четверками". От "единороссов" пришли глава Центрального исполкома Андрей Воробьев, первый замсекретаря президиума генсовета по вопросам пропаганды и агитации Андрей Исаев, координатор государственно-патриотического клуба Ирина Яровая, а также зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. У эсеров тоже была одна женщина и трое мужчин: секретаря Центрального совета СР Оксану Дмитриеву сопровождали члены бюро президиума Центрального совета Иван Грачев и Геннадий Гудков, а также член Комитета ГД по госстроительству Михаил Емельянов.
- Кризис в нашей стране экономический, и чтобы из него выйти, надо три четверти ресурсов направить на поддержку экономики и стимулирование внутреннего спроса, - Оксана Дмитриева начала дискуссию с сильным внутренним напряжением, совершенно под стать своему ярко-лиловому костюму. По ее мнению, "мы выходим из кризиса с еще более сырьевой экономикой, а в программе нет ни одной копейки на инновации, все инновационные расходы были секвестрированы". Кроме того, эсеры упрекнули "единороссов", поддержавших антикризисный план правительства, в том, что там не хватает средств на поддержку регионов. "Не нужно вкладывать триллионы в банки и крупных собственников, - разгорячилась под конец выступления Дмитриева, - нужно дать деньги людям!"
- Можем ли мы стимулировать внутренний спрос в ущерб социальным обязательствам? - и Андрей Воробьев сам себе тут же ответил: - Нет! Социальные обязательства - это святое.
Он постарался несколько снизить эмоциональный градус и напомнил собравшимся, что экономика сама сейчас выжить не может и государство должно ей помочь. Нетерпеливый Андрей Исаев поспешил вмешаться, чувствовалось, что критика Дмитриевой его зацепила: "Уменьшение расходов, о которых вы говорите, произошло по сравнению с предыдущими планами на 2009 год, а по сравнению с 2008 годом произошло увеличение расходов! Мы практически единственная страна, которая в условиях кризиса существенно улучшила политику в сфере занятости, повышаем пенсии, и все социальные гарантии, которые приняло на себя государство, были поддержаны в полном объеме". "Я, когда слушаю вас, испытываю гордость за ту страну, которую вы описываете", - по ироничному тону Геннадия Гудкова было понятно, что речь не об РФ.
- Как, по-вашему, деньги могут прийти к банкам или к предприятиям, как не через банки? В коробках из-под ксерокса понесем деньги? - ехидно поинтересовался Андрей Макаров.
"Должен быть баланс между деньгами, которые идут через финансовые схемы, и теми, что идут напрямую", - теперь уже пытался успокоить Иван Грачев. Впрочем, основные дебаты у депутатов впереди: обсуждение бюджета в Думе состоится в среду.