В Кишиневе прошел мирный митинг "против коммунистической хунты"

Лидеры оппозиции собрали своих сторонников на центральную площадь, чтобы, как они формулируют, "выразить протест против коммунистической хунты".

Оппозиция требует освободить всех задержанных в связи с беспорядками, закончившимися погромом зданий парламента и резиденции президента. Резкий холод не остановил демонстрантов. На митинги, куда анонимные организаторы собирают посредством SMSок протестный электорат, ломится брат-журналист. Со всего мира. Группами и толпами. Нередко репортеров больше, чем манифестантов.

Лидерам оппозиции сейчас не до партийной работы: они по 10 часов в сутки раздают интервью. Во всех штаб-квартирах трех основных оппозиционных партий с утра и до вечера принимают гостей. На интервью приглашают по пять-шесть журналистов - иначе не успеть. Основная тема: кто виноват?

Власти объясняют происходящее просто: виновата Румыния. В качестве наглядного доказательства выступают задержанные граждане Румынии. Кроме того, в подстрекательстве обвинен лично румынский посол. Посла выслали, для граждан Румынии введены визы.

Президент Владимир Воронин несколько необычно сформулировал свою позицию в отношении неприменения силы. Напомнив о детях в толпе, которые не должны были пострадать, он заявил буквально следующее: "Мы приняли решение уступить позиции на один день - все то, что для них вожделенно: кабинеты президента, спикера парламента, наши телефоны и оргтехнику. И что же? Их путч захлебнулся в собственных нечистотах".

Обидевшись на нечистоты, оппозиция не полезла за словом в карман, обвинив президента в том, что он сам организовал погромы. Правда, внятного ответа на вопрос - а зачем? - нет.

Да, я там был, и лично бегал под камнями и уговаривал ребят уйти на мирный митинг, - рассказывает лидер либеральных демократов Молдавии Влад Филат. - Бесчинствовали не студенты, а боевики. Флаг над президентурой (так здесь называют резиденцию президента) поднимали вообще уголовники. Кстати, флаг был не румынский, как все говорят, а Евросоюза.

Тот же Филат настаивает, что до 80 процентов жителей Молдавии - на самом деле никакие не молдаване, а румыны. Версию же о таинственных "боевиках" разделяют и непосредственные участники погромов.

- Нас спровоцировали, - убежденно говорит молодой человек, пришедший на очередной несостоявшийся митинг по зову SMS. - Кто? Да провокаторы!

Наш вопрос о том, что разве провокаторы заставили ребят ломать тротуары и бросать булыжники в полицию - приводит подростков в тупик.

Первоначально была популярна версия о том, что за участие в погромах таинственные провокаторы студентам платили. Шепотом называли цифру: $100 в час. Потом прикинули и выдали иную цифру: по данным властей, после погромов молодые люди массово понесли в обменники валюту. В среднем молодой человек менял одну 20-долларовую банкноту.

...До сих пор событиям не могут придумать подходящего названия. "Бесцветная революция" - звучит плохо. Есть несколько предложений, самое красивое: "персиковая революция". На самом деле в Кишиневе сейчас расцвели персиковые деревья. Но до плодов еще далеко. Пожалуй, не сезон.

Еще один молдавский феномен: здесь население имеет право носить оружие. За исключением Прибалтики Молдавия - единственная постсоветская страна, где власть доверила народу пистолеты. По лицензии, конечно. Но не газовые и травматические - а боевые!

Оружейный магазин, куда мы заглянули, по иронии судьбы располагается через дорогу от госпиталя МВД, где сейчас лежат более полутора сотен изувеченных во время полицейских беспорядков. Выбор оружия производит сильное впечатление: от австрийского "глока" до мощного армейского немецкого "вальтера". Цены - от 450 до 750 евро. Во время погромов оружие с витрин убрали, но продажа не приостановлена. И при этом за все время боев в городе не прозвучало ни одного выстрела.

Слабое объяснение: патроны дорогие. Например, к знаменитому советскому ТТ (пуля от которого прошивает обычный полицейский бронежилет на раз) - доллар за патрон. В то время как булыжник - бесплатный.

Бесчинства прекратились после того, как власть объявила, что ее терпение лопнуло, и в следующий раз карабинеры будут стрелять. И - все. Оппозиция есть, заявления и подстрекательства - тоже, беспорядков - нет.

Отрезвление наступило быстро. Антироссийские выступления звучат, но все сколь-либо влиятельные политические силы очень аккуратны в отношении высказываний в адрес Москвы. Непримиримая оппозиция также демонстрирует сдержанность.

- Риторика в отношении России у нас ненормальная, - говорит Филат. - То Россия для нас хорошая, то - враг. Должны быть стабильно нормальные, а не спекулятивные отношения.

"Живем, как овцы, голосуем, как бараны, протестуем - по-скотски...", едко резюмировал известный политолог, профессор Сергей Назария. В республике сейчас не принято щадить собственное самолюбие.

- Мы же самая бедная страна Европы, - грустно вздыхают Ион и Влад, крестьяне села Леушены. - А тут еще для румын визу ввели. А если с них начнут требовать 35 евро, как мы берем с европейцев? Они же и с нас начнут 35 евро брать?!

Леушены, с одной стороны, обычная молдавская глубинка (сотня километров от столицы - это уже глубокая провинция), с разбитыми дорогами. С другой стороны, из окон "крайней хаты" виден Евросоюз. Село стоит на границе с Румынией.

Успокаиваем крестьян: официально объявлено, что для молдаван визы будут бесплатными. Новость местных радует. Рассказывают: у многих дети учатся в Румынии, для молдаван выделена квота мест в вузах и лицеях, обучение бесплатное.

- Моя дочка постарается там, в Румынии, устроиться на работу, - говорит местная жительница, работающая в примэрии (местное самоуправление). - Учителем. Там платят по 300-400 евро. А у нас учителю даже 100 евро не заработать.

По словам селян, из-за границы начали возвращаться гастарбайтеры. 4 человека из Италии, и около 100 - из России. Политические страсти ни при чем - просто из-за кризиса. Работы в родном селе гастарбайтерам, естественно, не найти. Как и на что жить - неизвестно.

Народ уверен, что революцию в Кишиневе и проблемы с румынскими визами они как-нибудь переживут. А вот без переводов из-за границы, особенно из России, им не выжить.

В то, что своя земля сможет их прокормить, здесь не верят - у крестьян нет денег на ее обработку.

Кстати, граница с Румынией отнюдь не на замке. Лично свидетельствуем: автобусы и авто идут через границу в обоих направлениях. Только, говорят, в сильно сокращенном варианте.