13.04.2009 04:00
    Поделиться

    ПФР начал проверку по фактам мошенничества с пенсионными накоплениями

    Пенсионные накопления граждан обманным путем переводят в негосударственные фонды

    В последние дни в Пенсионный фонд России стали поступать заявления от возмущенных граждан.

    Люди жаловались, что их пенсионные накопления без их согласия были переведены из государственной управляющей компании (ВЭБа) в один из частных пенсионных фондов. Сами заявители узнали об этом благодаря рассылке ПФР, который ежегодно информирует каждого работника о том, как формируется его будущая пенсия.

    Как сообщили "Российской газете" в Пенсионном фонде России, на конец прошедшей недели в отделение фонда по Тверской области поступило уже 26 обращений. И, судя по всему, это не предел: ведь очередная рассылка "писем счастья" только началась, и получили их пока далеко не все адресаты. Суть претензий у всех заявителей одна: средства, перечисленные с их зарплат на формирование накопительной части будущей пенсии, непонятным для людей образом оказались выведенными из управления государством и направлены в негосударственный пенсионный фонд. Пока в деле фигурируют три НПФ: "Благовест", "Социум" и "Пром агрофонд".

    При этом все будущие пенсионеры дружно уверяют, что никаких распоряжений о таком переводе никому не давали, соответствующих заявлений не подписывали.

    Пенсионный фонд начал проверку. Но быстро понять, что же произошло, вряд ли получится. Дело в том, что согласно пенсионному законодательству гражданин может подавать письменное заявление о переводе своих накоплений из ПФР в НПФ или в ведение частной управляющей компании несколькими способами: во-первых, "напрямую" через отделение Пенсионного фонда по месту жительства; во-вторых - через посредника - трансфер-агента, с которым Пенсионный фонд заключил соответствующее соглашение.

    В качестве трансфер-агента выступают банки, управляющие компании и НПФ. Поэтому, если, к примеру, будущий пенсионер решил перевести свои накопления в негосударственный фонд, он вправе написать заявление прямиком этому фонду, и оригинал заявления с его собственноручной подписью будет храниться в НПФ. А в Пенсионный фонд передается электронная версия заявления с цифровой подписью.

    Вот почему Пенсионный фонд уже запросил у трех негосударственных фондов бумажные оригиналы заявлений граждан, якобы пожелавших перевести свои деньги.

    "Наши дальнейшие действия будут зависеть от того, что нам пришлют, и пришлют ли вообще, - сообщили "РГ" в Пенсионном фонде. - У нас нет оснований не доверять обратившимся к нам людям. Но если трансфер-агенты представят нам оригиналы их заявлений, придется проверять их на подлинность".

    Итак, версия первая, которой придерживаются в Пенсионном фонде, - недостоверная информация могла быть представлена трансфер-агентами.

    То, что это возможно, подтвердили и в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). "Если трансфер-агент строго выполняет инструкцию, он обязан заверять подпись гражданина на заявлении в его присутствии, - пояснил "РГ" вице-президент НАПФ Олег Колобаев. - В этом случае вся процедура прозрачна, и возможность злоупотреблений снижается".

    В свою очередь сами НПФ уверяют, что все делали по закону. Фондам выгодно привлечь как можно большее число клиентов, поскольку их средства они получают в управлении уже сейчас, а выплата первых накопительных пенсий начнется нескоро - с 2022 года. К тому же из-за падения фондового рынка НПФ, как и частные управляющие компании, оказались сегодня в крайне тяжелой финансовой ситуации (их убытки в прошлом году составили 24-25 проц.). Поэтому практически все НПФ не ждут, когда "Магомет придет к горе", а работают по аналогии со страховыми компаниями, то есть активно агитируют людей с помощью специально обученных агентов. С ними заключается договор и выплачивается вознаграждение за каждого привлеченного нового клиента, закон это позволяет.

    При этом представители НПФ не исключают, что некоторые агенты в погоне за заработком могут мошенничать - подделывать подписи или даже вовсе тиражировать один реально заключенный договор (копировальная техника сегодня это позволяет) и представлять его нескольким частным фондам.

    Итак, версия вторая: во всем виноваты мошенники-агенты.

    Кстати, прошлой осенью сразу два НПФ - "Промагрофонд" и "Газфонд" - сделали резкое заявление в адрес некоего "Центра пенсионной реформы", который от их имени распространял на предприятиях Кемеровской области анкеты для составления договора обязательного пенсионного страхования. Посредник был липовый: оба НПФ никаких договоров с ним не заключали, более того, как сообщили "РГ" в "Пром агрофонде", "мы пытались найти этот Центр, но безуспешно". Так что оба НПФ ограничились тем, что вывесили на своих сайтах перечень официальных представителей и организаций-партнеров.

    Но есть еще и третий вариант: когда НПФ откровенно мошенничает, используя в привлечении клиентов приемы так называемого "сетевого маркетинга" - так в свое время нам навязывали "суперсредство" для похудания - гербалайф.

    В Калужской области недавно появилась реклама, предлагающая хороший заработок даже в условиях кризиса. Разумеется, потерявший работу народ немедленно откликнулся. И что же оказалось? Работу обещал предоставить некий НПФ, но на определенных условиях. Для начала соискатель должен был заключить с ним договор о переводе своих пенсионных накоплений. Когда человек ставил подпись (причем некоторым предлагали подписать пустые бланки), выяснялось, что работа заключается в том, чтобы привести в этот фонд новых "работников" - ну, чем не очередная, до боли знакомая, "пирамида"?

    "Мы обратились по этому поводу в УБОП Калужской области, - сообщил "РГ" вице-президент НАПФ. - Уж слишком "грязной" была агитация".

    В ассоциации прекрасно понимают, что одна паршивая овца способна испортить все стадо - нынешний скандал непременно отразится на репутации всех, даже вполне добросовестно работающих фондов. В прошлом году, кстати, количество застрахованных, передавших свои накопления частникам, выросло как никогда - сразу на 2,2 млн человек. Всего же, по данным НАПФ, клиентами НПФ сегодня являются около 5,8 млн. В ассоциации собираются "чистить ряды" и публиковать "черный список" недобросовестных агентов.

    Но это - когда удастся разобраться: кого же вносить в список и исключать "из рядов".

    В свою очередь Пенсионный фонд России тоже обещает довести служебное расследование до конца и, если потребуется, обратиться в правоохранительные органы. А пока успокаивает будущих пенсионеров: реального перевода пенсионных накоплений в НПФ еще не было, средства находятся на счетах в государственном фонде. И если пострадавшие захотят, их по-прежнему будет обслуживать ПФР.

    Справка "РГ"

    В обязательном пенсионном накоплении участвуют все работающие граждане 1967 года рождения и младше. На накопительную часть будущей пенсии отчисляется

    6 процентов от их заработка. Общая сумма пенсионных накоплений оценивается в 400 млрд рублей, в том числе в НПФ - около 40 млрд рублей. Пенсионные накопления подлежат обязательному инвестированию - гражданин вправе выбрать, чтобы его средствами управлял либо государственный управляющий (ВЭБ), либо частная УК, либо НПФ. По итогам прошлого года убытки НПФ составили 24-25 проц. Для сравнения - доходность ВЭБа составила - 0,46 проц.

    Поделиться