Евгений Гонтмахер: Не надо ждать от 2009 года решения всех проблем сразу

Как сложится наша жизнь здесь и сейчас и какие перспективы заложены на ближайшие годы? Сегодня это, пожалуй, самый задаваемый вопрос не только в экспертном сообществе, но и в каждой семье. Попробуем найти ответ в скорректированном бюджете на 2009 год, который Госдума уже приняла в первом чтении, а вчера обсуждала 270 новых поправок к нему.

Начнем с того, что сейчас он носит ярко выраженный переходный характер. Что имеется в виду? Все бюджеты последних лет постоянно увеличивали расходы, прежде всего на социальные цели. Это были и национальные проекты, и текущее содержание образования, здравоохранения, культуры, помощь Пенсионному фонду, социальная защита. Тем не менее бюджеты верстались и выполнялись с профицитом (доходы превышали расходы). И примерно 1,5-2 триллиона рублей оставались в резерве. К 2009 году мы подошли с "заначкой" в пределах 6 триллионов рублей. Таким образом, сложился тип бюджета, который настроен на достаточно большие расходы.

Были к нему претензии? Да. Во-первых, расходование социальных средств, на наш взгляд, проходило недостаточно эффективно. До сих пор не решено, какая должна быть, например, модель здравоохранения, по какой схеме идти финансирование, какие экономические механизмы необходимо использовать. Кстати, также до конца неизвестно, какая должна быть модель образования, прежде всего профессионального. Расходы на поддержку Пенсионного фонда постепенно из года в год увеличивались, консервируя "возникшие тупики", хотя вторая волна реформы уже давно назрела. Знаю, правительство над этой темой работает, но тем не менее пока мы видим, что окончательного решения нет.

Во-вторых, в предыдущих бюджетах слабым местом оставались межбюджетные отношения. А ведь основная часть социальных обязательств исполняется именно в регионах и муниципалитетах. Федеральный бюджет тратил достаточно большие средства, которые шли на помощь регионам в виде дотаций по самым разным направлениям: от детских пособий до поддержки доноров. Но явно чувствовался перекос в сторону централизации. Более 60 субъектов Федерации вынуждены были в те хорошие, благополучные финансово-экономические годы быть получателями средств из федерального бюджета. И только 20 регионов могли самостоятельно исполнять все свои социальные обязательства. А если мы говорим про муниципалитеты, то там ситуация еще хуже. Как показывали мониторинги, до кризиса только 4 процента муниципалитетов были самодостаточными.

Пришли другие времена. И абсолютно понятно, что федеральный бюджет, и вообще бюджетная система, должны довольно сильно измениться. Если бы кризисным был только 2009 год, то можно ограничиться "накопленной инерцией", то есть использовать создавшиеся резервы. Что, собственно, предположено, потому что дефицит бюджета в этом году заложен в пределах 3 триллионов рублей, которые возьмут из Резервного фонда. Логика здесь просматривается такая: пережить кризисный год, а потом спокойно идти дальше, вернувшись к старой бюджетной философии.

Но практически всем уже ясно, что кризис затянется. Впрочем, это не означает, что несколько лет будут снижаться производство и объемы ВВП. Видимо, их падения остановятся еще в 2009 году. Но потом наступит период депрессии, потому что остановка спада не означает начала роста. Для экономического подъема нужны определенные предпосылки, и внешнеэкономические, и внутренние. Но о них мы сейчас говорить не будем. Однако факт остается фактом: 2010 и 2011 годы будут временем, когда доходы бюджета станут существенно меньше, чем раньше. По прогнозам, в 2009 году они сократятся на 30-40 процентов. Что означает? Того, к чему мы привыкли, уже не будет. Именно с этой точки зрения бюджет 2009 года и носит переходный характер.

А дальше - надо готовиться жить в новых условиях. Сформировать для бюджета антикризисную программу, скорректированные приоритеты и устранять те недостатки в социальной сфере, о которых я уже говорил. На первое место выходит эффективность расходования бюджетных денег. И, конечно, необходим будет серьезный поворот в межбюджетных отношениях. Возможно, даже децентрализация расходов на социальные цели в пользу муниципалитетов и регионов. Но к этому надо подготовиться, для этого и нужен 2009 год, чтобы можно было все обсудить, посчитать, принять необходимые решения. Следует четко понимать, как увеличенные расходы на социальные нужды в этом году будут использоваться в 2010-2011 годах и как их сделать базой для обеспечения экономического роста.

Федеральный бюджет, например, закроет нехватку денег у Пенсионного фонда для того, чтобы провести пять индексаций (две из них уже прошли). И рост пенсий, возможно, даже обгонит рост инфляции. Это очень важно, по крайней мере, у 37 миллионов пенсионеров благосостояние не ухудшится. В бюджете-2009 остаются достаточно большие расходы на образование, здравоохранение по сравнению с теми, которые были достигнуты в 2008 году. И уже это позволит сохранить те гарантии населению, которые у нас есть. Хотя, конечно, для рывка в посткризисное будущее этих расходов и по объему, и по качеству, конечно, недостаточно. Но, как говорится, не до жиру. Сейчас очень важно не допустить падения социальных расходов. Ведь потом только и останется, что надеяться на их рост. Нет, нам такие американские горки не нужны. Нам нужен постепенный переход от количества к качеству, сохраняющий при этом количество. В этом смысле федеральный бюджет 2009 года никаких социальных неожиданностей и неприятностей не содержит.

Однако надо очень четко и продуманно провести распределение социальных расходов по системе межбюджетных отношений. Доходы местных бюджетов резко снижаются. И депутатам необходимо так тонко настроить механизм финансовой помощи, чтобы предотвратить наиболее острые социальные проявления. Допустим, когда не будет средств для содержания больниц. А в некоторых регионах уже есть признаки этого - не хватает денег ни на питание, ни на лекарства для пациентов. Может возникнуть и дефицит денег на поддержание заработной платы в той же бюджетной сфере. То есть надо внимательно пройтись по всем "болевым точкам".

На мой взгляд, пока в бюджете до конца не доработан и вопрос по поддержке безработных. Средств, конечно, выделено не так мало - дополнительно 43 миллиарда рублей к тому, что было запланировано раньше. Но, как мне представляется, ситуация будет усиливаться. Вывод безработных на рынок труда стоит значительно больших денег, чем это предполагалось ранее. Нехватка рабочих мест, которая есть в ряде регионов, может сохраняться достаточно долго. Поэтому придется безработных поддерживать не год, а больше. Это надо предусмотреть и с точки зрения выплат пособий по безработице, и программы общественных работ, и усилия социальной защиты, которая должна подключиться к поддержке семей с детьми, где родители не могут найти работу. Мне кажется, этот аспект должен быть достаточно значительно усилен.

Но в то же время хочу еще раз повторить: очень важно, чтобы, приняв новый бюджет на 2009 год с достаточно значимыми социальными параметрами, мы не забыли решить главную задачу: как сделать так, чтобы бюджеты 2010-2011 годов, еще более сложных, не просто поддерживали на каком-то уровне достигнутые социальные параметры жизни граждан, но и обеспечили их качественное развитие.