Сегодня мало кто из региональных чиновников будет спорить с утверждением, что рост безработицы снижает спрос со стороны населения и подхлестывает темпы падения продаж на предприятиях. А это вновь грозит очередной волной увольнений. Так просто. Теперь даже управленец муниципального масштаба слышал об этом и не упустит случая блеснуть знаниями.
Но почему тогда некоторые действия федеральной, а вслед за ней и региональной власти выглядят порой нелогичными? Сокращение государственного аппарата - красивая и популярная антикризисная мера. А давайте вывернем ее наизнанку. Посмотрим - а что внутри?
Скорректированный бюджет РФ на 2009 год предполагает сокращение расходов на госаппарат на 38,7 млрд рублей, или на 22% от всех расходов на госуправление. Так, расходы на центральные аппараты министерств и ведомств снижены на 12,9%.
В свою очередь, расходы на территориальные органы власти, которые обеспечивают работой несколько сотен тысяч человек, сокращены на 11,6 млрд рублей. На федеральные законодательные органы власти будет потрачено на 937 млн рублей меньше, чем планировалось ранее. Значит, некоторые чиновники в одно прекрасное утро проснутся безработными.
О сокращении госслужащих уже заявили власти в Нижегородской, Ульяновской и Свердловской областях, Алтайском крае, Татарстане. Увольнение в этих регионах ожидает не менее 10% чиновников. Москва хотя и сокращает расходы на содержание армии бюрократов, но пока не лишает их должностей.
В администрации президента и аппарате правительства РФ вышли распоряжения о сокращении 100 и 158 сотрудников соответственно.
Но самое масштабное сокращение постигнет, пожалуй, Вооруженные силы РФ. Только в 2009 году в рамках реформы погон лишатся около 35 тыс. человек. Всего за время реорганизации армии министерство обороны сократит более 200 тыс. должностей.
Одним словом, спланированное государством массовое увольнение госслужащих оставит без работы в одном нынешнем году несколько десятков тысяч человек. Замысел этих манипуляций понятен даже кухарке. Власти пытаются сократить расходы бюджета, чтобы направить высвободившиеся деньги на решение более важных задач. Например, на борьбу с кризисом.
А одна из самых актуальных антикризисных мер - та самая программа снижения напряженности на рынке труда. Она будет профинансирована в объеме 24 млрд рублей. Программа, помимо всего прочего, должна помочь "в организации самозанятости 56,7 тыс. человек".
Сколько сэкономит плановое увольнение чиновников и военных, точно не скажет никто. Но вполне очевидно, что для экономики такая терапия не пройдет незамеченной. Во-первых, она обернется еще более глубоким падением покупательского спроса. Ведь лишившиеся своих мест служащие будут экономить на всем. А во-вторых, столбик термометра социального недовольства может поползти вверх.
Проблемы, вызванные политикой массовых сокращений по инициативе государства, уже встают на повестку дня региональных властей. Так, в Ставропольском крае власти озаботились судьбой уволенных военнослужащих. Они ожидают, что вызванное реформой сокращение большого количества офицеров и прапорщиков создаст угрозу социальной стабильности в регионе. Поэтому уже сейчас чиновники готовятся переобучать и трудоустраивать бывших военнослужащих.
Да и финансовая эффективность увольнения чиновников не всегда настолько велика, как об этом любят заявлять его инициаторы. К примеру, губернатор Кировской области Никита Белых признается, что проведенное сокращение на 15% государственных служащих в регионе дало экономию в 60 млн рублей. По сравнению с 2 млрд рублей дефицита регионального бюджета эта цифра далеко не внушительная.
Получается, что, с одной стороны, власти увольняют чиновников и военных, а с другой - пытаются удержать собственников предприятий от массовых сокращений и тратят миллионы на переобучение и трудоустройство безработных. Тогда встает вполне закономерный вопрос: где же тут антикризисная экономия? Зачем перекладывать деньги из одного дырявого кармана в другой?