ФСФР разработала законопроект о собраниях облигационеров

Новый закон, разработанный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) "О собрании облигационеров", должен быть рассмотрен правительством в ближайшее время. Зачем понадобилось введение института собраний облигационеров именно сегодня? Этот вопрос "РБГ" задала заместителю руководителя ФСФР Елене Курицыной.

- Мы начали работу над этим вопросом больше года назад в рамках разработки большого пакета законов по секьюритизации финансовых активов. Другое дело, что после тех событий, которые произошли на мировом и российском финансовых рынках, необходимость законодательного закрепления этого института приобрела гораздо более серьезное значение, после того как стало понятно, что у нас возможны и дефолты, и проблемы с задержками выплат купонов. Появилась необходимость в выработке единой позиции держателей облигаций по всем вопросам, связанным с их отношениями с эмитентом. Поэтому для ускорения рассмотрения данных вопросов было принято решение выделить все запланированные новации, связанные с защитой прав облигационеров в отдельный законопроект. Более того, если раньше мы предполагали, что будет достаточно просто предусмотреть в рамках закона возможность функционирования такого института, как собрание облигационеров, то сейчас мы уже достаточно подробно описываем механизмы его работы - каким образом созывается собрание, как оно принимает решение, кто и как выбирается представителем держателей облигаций, как он исполняет свои функции и т.д.

- Как будет функционировать собрание облигационеров?

- Понятно, что сейчас всех волнуют дефолты и неисполнение обязательств. Основная идея законопроекта состоит в том, что в таких ситуациях будет созываться общее собрание облигационеров. Оно может быть созвано либо самим эмитентом, либо по требованию держателя облигаций, у которого не менее 10 % от стоимости облигационного займа, либо так называемым представителем облигационеров - это еще один институт, направленный на защиту прав держателей облигаций.

Решение общего собрания облигационеров будет являться единственным правовым основанием для дальнейших действий кредиторов - держателей облигаций в отношениях с эмитентами. Если будет, например, принято решение о том, что кредиторы не видят перспектив у эмитента и обращаются с иском в суд, и если при этом назначен представитель облигационеров, то именно он будет подписывать исковое заявление в суд от имени всех держателей облигаций. Если же собрание облигационеров решит, что возможно предоставить эмитенту некие пути для выхода из кризисной ситуации - реструктуризация, новация, конвертация долга и т.п., то это решение также будет обязательно для всех облигационеров.

- Какие именно права получит представитель облигационеров?

- Представитель облигационеров наделен широким кругом полномочий, которые корреспондируют с его обязанностями перед держателями бумаг. Назову лишь самые существенные. Это право на ежедневное получение любой информации о текущей финансовой деятельности эмитента. Это право присутствовать на заседаниях органов управления эмитента - естественно, без права голоса. Представитель облигационеров будет одновременно иметь право и быть обязанным согласовывать любые изменения и дополнения в решение о выпуске ценных бумаг. Он будет иметь право осуществлять все полномочия по этим облигациям по поручительству, то есть в отношениях не только с эмитентом, но и с поручителем по выпущенным облигациям. Осуществлять права кредитора, осуществлять права залогодержателя и бенефициаров по этим облигационным бумагам. И именно он будет обращаться в суд о взыскании неполученных средств с эмитента от имени всех держателей облигаций. Он будет иметь право получать, если будет принято соответствующее судебное решение, ту сумму, которая будет причитаться держателям облигаций с тем, чтобы потом ее распределять.

- Чем отличаются держатели облигаций от иных кредиторов?

- Вопрос закономерный: конечно, по всем договорам займа, а не только в случае с облигационными займами возникают сходные правоотношения кредиторов с заемщиками. Однако с чисто технологической точки зрения имеются и серьезные отличия. Если у заемщика, например, имеется один крупный кредитор, то с ним достаточно просто в рамках договора и повседневного взаимодействия выстроить взаимоотношения - с тем, чтобы кредитор располагал необходимой оперативной информацией о том, что происходит у его заемщика и каковы перспективы возврата долга. Если же мы говорим о публичном заимствовании среди широкого круга инвесторов, эмитент даже не всегда располагает информацией о том, кто именно в данный конкретный момент является его кредитором, поскольку облигации могут свободно обращаться на рынке. Именно поэтому создаются дополнительные механизмы защиты держателей данного финансового инструмента.

- Кто может стать представителем кредитора и какую роль он будет выполнять при урегулировании взаимоотношений с эмитентом?

- Прежде всего это юридическое лицо. В текущем варианте законопроекта у него есть два возможных способа появления. Либо он назначается самим эмитентом, причем еще на том этапе, когда готовится облигационный заем, и в таком случае информация об этом представителе включается в решение о выпуске ценных бумаг, чтобы инвесторы понимали, с кем они будут работать. Второй вариант - это избрание представителя общим собранием облигационеров.

Есть еще ряд требований. Представителем облигационеров должно являться лицо, имеющее квалификацию и познания с точки зрения финансового рынка и обращения ценных бумаг, поэтому мы сейчас предлагаем ограничить круг возможных представителей теми лицами, которые сами работают на рынке, - это брокеры, управляющие компании, доверительные управляющие, специализированные депозитарии. А также иные юридические лица, которые подпадают под те требования, которые установлены в законе и которые будут, может быть, дополнительно установлены ФСФР, если закон ей такое право предоставит, и которые получат соответствующую аккредитацию.

- А кто не может стать представителем облигационеров?

Не может быть представителем облигационеров сам эмитент и аффилированные с ним лица, не может быть представителем то лицо, которое предоставило обеспечение по займу. Вообще же говоря, мы хотели бы, чтобы это было то лицо, которое постоянно находится в контакте одновременно и с эмитентом, и со всеми держателями облигаций. Например, инвестиционный банк, который осуществлял размещение, вполне подошел бы на эту роль - уже и сейчас на практике организаторы выпуска какие-то функции, которые присущи именно представителю облигационеров, на себя берут и кто-то из них эффективно их выполняет. Другой вопрос, что сейчас это решения конкретных организаторов, их добрая воля. Мы же хотим описать его права и обязанности в законе. То есть если вас назначили представителем облигационеров и вы за это получаете деньги либо от эмитента, либо от облигационеров, будьте добры нести определенные законом обязанности.

- Будут ли государственные надзорные органы контролировать действия облигационеров?

- Будут, но в рамках обычных надзорных полномочий ФСФР, а не в постоянном режиме. То есть мы не будем непрерывно отслеживать, созвал представитель облигационеров собрание или не созвал, раскрыл информацию или не раскрыл. Но если мы будем получать сведения о том, что представитель ненадлежащим образом выполняет свои функции и кредиторы недовольны, мы будем предпринимать определенные шаги. Хотя, безусловно, стоит оговориться, что в случае просто недовольства держатели облигаций вправе и сами переизбрать своего представителя. Каковы же могут быть санкции при ненадлежащем исполнении представителем облигационеров своих обязанностей, еще предстоит продумать. В данном случае идет перепоручение реализации гражданских прав третьему лицу в силу закона. И закон наделяет это лицо значительно большими полномочиями, чем кредиторов. Поэтому, наверное, стоит говорить об отзыве у представителя аккредитации в ФСФР в случае, если у него будут нарушения. И, безусловно, если эти лица не будут исполнять свои обязанности надлежащим образом и причинят убытки, то с них можно будет потребовать возмещения таких убытков в гражданско-правовом порядке.