14.04.2009 03:20
    Поделиться

    Доверчивые орловчане отдали земельные паи на "богоугодное" дело

    Для борьбы с земельными махинациями депутаты областного совета предлагают сократить срок неэффективного использования участков, после которого можно начинать процедуру их изъятия.

    Простота хуже воровства

    Осенью 2008 года в домах жителей деревень Бортное, Алешня и Становое стали частенько появляться три молодых человека. Их интересовали земельные паи - доли крестьян в бывших колхозах, розданные им в 1994 году. На каждого дольщика пришлось по 7,8 гектара, но вся земля была оформлена одним большим наделом, который арендовало местное сельхозпредприятие.

    Арендную плату селяне если и получали, то зерном. И много лет свидетельства о собственности пылились без дела в сундуках. Теперь земля стала товаром. Кризис немного охладил пыл дельцов, однако недавно они вновь активизировались. В Алешне коммерсанты действовали хватко. Из Орла привезли нотариуса - сделки оформлялись на месте за несколько минут. Цена оговаривалась в каждом конкретном случае. Среди алешинцев ходит легенда, что кто-то из селян продал пай за рекордные 59 тысяч рублей. Для крестьянина, считающего, что он отдал "пустую бумажку", это огромная удача.

    По закону продать пай дольщик может при выполнении ряда условий. Прежде всего, необходимо выделить свой участок из общего надела. Для этого надо провести межевание и зарегистрировать право собственности. Процедура долгая - занимает до восьми месяцев. За справками и документами придется ездить в Орел. Средний возраст пайщиков - около 70 лет. В такие годы в город отправляются только в случаях крайней необходимости. Кроме того, приоритетное право на выкуп пая имеют остальные дольщики. Да и мнение общего собрания играет не последнюю роль.

    Дельцы привозят нотариусов, оформляют генеральные доверенности и получают права распоряжаться паями

    Дельцы поступают проще - оформляют генеральные доверенности. Заполненные бланки привозят с собой, и остается только уговорить хозяев их подписать. Нотариус тут же ставит печать, а покупатель получает исключительное право распоряжаться паем в течение трех лет. Его можно продать, обменять, подарить или сдать в аренду. Таким нехитрым способом предприимчивый коммерсант в считаные минуты фактически становится обладателем земли.

    Оприходовали, что смогли

    В конце прошлого года учредители местного сельхозпредприятия забили тревогу. Возникла реальная опасность раздела используемой ими земли на несколько частей. Самые ценные земли, расположенные в центре хозяйства, пай за паем перешли в распоряжение той самой "троицы". Еще одна часть неожиданно оказалась у так называемого приходского совета. Эта общественная организация создавалась для строительства местной церкви и епархиальными полномочиями не обладает. Тем не менее председатель Совета прихода, до марта 2009-го по совместительству руководивший сельхозпредприятием, очень ратовал за передачу земли якобы церкви.

    Ему поверили около пятидесяти крестьян. Они убеждены, что даровали паи на богоугодное дело. Кусок получился внушительным, и теперь "общественный приход" претендует почти на полтысячи гектаров. Опасность развала предприятия, который здесь по старинке именуют "колхозом", его работники осознали лишь во время общего собрания пайщиков, организованного "троицей". Речь шла о выделении из общего надела личных кусков земли. По итогам был составлен протокол.

    Дельцы представляли интересы 133 пайщиков. Спустя несколько дней выяснилось, что шестеро из них на момент проведения собрания умерли. А значит, представлять их интересы коммерсанты уже не могли. Итоги собрания должны были признать недействительными. Однако у "троицы" на руках магическим образом появился другой протокол. Визуально - такой же, как первый, однако "мертвые души" из него исчезли.

    Сегодня этой загадочной историей заинтересовались правоохранительные органы. По решению собрания учредителей сельхозпредприятия, в прокуратуру направлено заявление, в котором они просят проверить законность действий заезжих предпринимателей и теперь уже бывшего директора ООО. Кроме того, руководители "колхоза" имеют на руках долгосрочные договора аренды, заключенные с пайщиками. Их никто не расторгал, поэтому любые сделки с купленными паями учредители просят считать недействительными...

    Неестественный отбор

    Такие случаи в регионе происходят все чаще. Об этом говорили участники "круглого стола", прошедшего в облсовете. Коммерсанты пользуются несовершенством и неповоротливостью законов. Селян пугает сложность и длительность процедуры оформления участков. Дельцам, предлагающим наличные, в деревне только рады.

    Противостоять этому пока можно лишь при помощи агитации. Однако главы сельских поселений в большинстве случаев ей не занимаются. Что касается руководителей сельхозпредприятий, то, бывает, они вступают с предпринимателями в негласные сговоры и фактически становятся участниками скупки. Пашни они не используют, но отобрать их государство не может.

    - Большая часть земель сельхозназначения в настоящее время не находится в обороте, - сказал руководитель регионального департамента сельского хозяйства Владимир Коротеев. - Собственность в селе зачастую юридически не разделена и, по сути, не оформлена. Это - одно из главных препятствий в оказании воздействия на недобросовестных землепользователей. При этом из-за безответственности хозяев нередко ухудшается качественное состояние пашни, усиливается процесс стихийного выбывания сельхозугодий из оборота.

    По словам заместителя председателя облсовета Александра Лабейкина, в прошлом году орловские депутаты направили в Госдуму несколько законодательных инициатив, связанных с оборотом земель сельхозназначения. В частности, они предлагают ввести региональный земельный контроль и уменьшить срок неиспользования участка, необходимого для начала процедуры его изъятия. Орловские инициативы депутаты Госдумы в первом чтении уже рассмотрели.

    Прямая речь

    Александр Козлов, губернатор Орловской области:

    - Станем сотрудничать только с теми инвесторами, которые пришли работать, а не скупать землю и ждать, когда она подорожает. Заявляю: всеми законными способами будем отбирать неиспользуемые участки и отдавать перспективным инвесторам.

    Алексей Васильев, замруководителя управления Россельхознадзора по Орловской области:

    - В последнее время интерес к земле значительно вырос. Но, к сожалению, для многих она лишь товар, а не средство производства. Наша главная задача как федерального органа - обеспечить использование сельхозугодий только по целевому назначению.

    Кстати

    По данным регионального управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, на учете у них лишь 71 процент всех земель сельхозназначения. В регионе - 182 тысячи земельных долей (1,58 миллиона гектаров), из которых на учет поставлены 66 процентов. Остальные участки до сих пор не востребованы.

    Поделиться