Минфин уже направил в правительство свои предложения по антикризисной корректировке налоговой политики.
Среди них - переход крупнейших экспортеров на заявительный порядок по возмещению налога на добавленную стоимость под банковские гарантии в течение 30 дней со дня обращения.
"Этот жизнеспособный налог заметно упростит взаимоотношения экспортеров с налоговыми органами", - подчеркнул статс-секретарь - замминистра финансов Сергей Шаталов. Он выступил на налоговой конференции, открывшей вчера неделю российского бизнеса, которую ежегодно организует Российский союз промышленников и предпринимателей.
Если этот законопроект будет принят в весеннюю сессию, уточнил Шаталов, то с 1 июля 2009 года новый порядок возмещения НДС вступит в силу. Правда, то, что распространяться этот порядок будет только на экспортеров, а, к примеру, "местного капитального строительства" не коснется, вызвало сожаление у зам председателя Комитета Госдумы по бюджетам и налогам Андрея Макарова. Он попенял минфину за нарушение принципа равенства других налогоплательщиков, для которых заявительный порядок по возврату НДС не менее важен. Однако Сергей Шаталов это замечание не прокомментировал. Зато с воодушевлением продолжил тему нефтяного сектора.
По его словам, минфин намерен подготовить для введения в действие так называемого гибкого налога на сверхприбыль (дополнительные доходы). Благодаря этому нагрузка на предприятие будет перераспределяться и достигать максимума, когда оно ведет наибольшую добычу нефти, пояснил Шаталов. И сообщил, что нефтяников такой подход вполне устраивает.
Кроме того, минфин подготовил вариант подобного налога и для угольной промышленности.
Вторая важная новация, по его словам, - это расширение количества оснований, по которым предприятия-должники в условиях кризиса смогут получать отсрочки и рассрочки по уплате налогов. "Решение о том, нуждается ли в отсрочке или рассрочке компания, должен принимать налоговый орган, который, как никто другой, способен оценить, насколько велика для предприятия угроза банкротства", - пояснил замминистра. Сегодня же, по словам Шаталова, компании сами должны доказывать налоговикам, что находятся на грани дефолта.
Отдельная тема - офшорные зоны и связанная с ней борьба за налоговую базу. По словам Шаталова, Россия будет корректировать свои соглашения с офшорными юрисдикциями. Переговоры уже начались с Кипром, где сегодня "сосредоточены налоги" многочисленных компаний российского происхождения. При этом цель минфина - сделать так, чтобы налоги уплачивались в стране, где находится материнская компания. В продолжение этой темы, кстати, депутаты Госдумы должны принять закон о трансфертном ценообразовании. По мнению минфина, этот закон, который приблизит желаемое к действительности, стоит принять уже к осени.
Между тем, внимательно выслушав замминистра, промышленники и предприниматели даже не стали вслух развивать тему радикальных налоговых реформ типа снижения налога на добавленную стоимость, возобновление инвестиционных льгот. Правда, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, получив слово, пообещал, что к обсуждению темы снижения НДС Россия все равно вернется, но не в этом году и... "на международном уровне". Причем решение, заинтриговал Воскресенский, может быть самым неожиданным. По данным министерства (вопреки заверениям минфина, что НДС - самый стабильный из всех налогов, который не зависит от нефтяных цен), на самом деле ведет себя неадекватно. И в этом году ожидается его снижение на 30 процентов, сообщил Воскресенский. "С этим надо разбираться", - уточнил он.
Гораздо большую полемику во время конференции вызвала целесообразность предстоящей передачи налоговых функций по контролю за обязательными страховыми платежами в Пенсионный фонд. "Даже если эта чудовищная задача по переходу финансовых потоков от одного ведомства к другому будет выполнена, то пенсионных проблем она не решит. А вот неразберихи, роста проверок, судебных разбирательств добавит", - сказал Андрей Макаров. И спрогнозировал, что в итоге Пенсионный фонд попросит еще и "силовых полномочий", чтобы достойно выполнять свои фискальные функции. Сергей Шаталов, кстати, в ответ заметил, что минфин тоже против таких перемен, которые потребуют создания тысяч рабочих мест и дублирования функций налоговых инспекторов. "Но наша позиция не нашла поддержки", - констатировал Шаталов.
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", какие из предложенных недавно Федеральной налоговой службой мер для пополнения бюджета разделяют в минфине, Шаталов сказал: "Больше всего импонирует мера о получении доступа к банковской тайне". Он пояснил, что главное здесь - этот оперативный доступ к банковским проводкам, который поможет сократить в стране налоговые проверки и сконцентрироваться на самых серьезных.
Ведущий форума - председатель налогового комитета РСПП, известный "металлургический олигарх" Владимир Лисин - пытался обострить дискуссию: "Поменялась ли в кризисные времена позиция минфина относительно роли налогообложения в экономике - как фискального или стимулирующего инструмента?" - задал он вопрос Шаталову. И получил четкий ответ: главная роль налогов - фискальная. "Это способ существования государства", - пояснил замминистра. Однако, по его словам, в рамках такой идеологии государство сегодня поддерживает и идею по стимулирующей роли налогов.