14.04.2009 00:55
    Поделиться

    Шамиль Тарпищев: У нас даже нет денег, чтобы полноценно выступить в Кубке Федерации

    Казалось бы, парадокс, но... победителей надо спасать. Иначе вид спорта, в котором мы первые в мире, придется похоронить. Так считает президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев.

    В предельно откровенном интервью нашей газете он рассказал о необходимости государственного финансирования тенниса, а также о проблемах с ближайшим матчем Кубка Федерации.

    Российская газета : Шамиль Анвярович, какова степень готовности программы, которую вы назвали "Стратегия развития тенниса в России"?

    Шамиль Тарпищев : Практически готова. Остается добавить только обсчеты типовых проектов - тренировочных баз, академии тенниса... А преамбула, где излагается идеология, уже, наверное, многим известна - приходилось ее озвучивать.

    РГ : Напомните, когда родилась мысль создать подобную программу?

    Тарпищев : Осенью прошлого года, после беседы с президентом России Дмитрием Медведевым.

    РГ : Та встреча в Кремле была импульсом?

    Тарпищев : Да, хотя проблемы-то назрели давно. Хорошо, что наше видение ситуации в теннисе и предложения были встречены с пониманием и нашли поддержку у президента РФ. Словом, было получено "добро", и я стал готовить программу.

    РГ : Наш теннис - впереди планеты всей. В мировой "десятке" женщин четыре россиянки. Лучшей ракеткой сейчас станет Динара Сафина. Мы лидируем и в командных соревнованиях - в Кубке Дэвиса и Кубке Федерации. Неужели этот вид спорта надо спасать?

    Тарпищев : Спасибо, что вы все это перечислили. Скажу еще, что весь женский пьедестал на Олимпиаде в Пекине был заполнен российскими теннисистками. К тому же мы в четвертый раз подряд получили престижный европейский трофей. Вот у меня в руках текст этой премии, с удовольствием его цитирую: "Победа России в номинации "Общие заслуги" является ярким примером того, как страна лидирует в теннисе в Европе". Так вот, к вашему вопросу. Грех терять то, чего мы достигли. Если мы не решим стоящие сейчас перед нами проблемы, то просто вылетим из орбиты. Приведу один пример. Помните, мы играли матч Кубка Федерации в американском городе Стоу, штат Вермонт? Там на десять жителей один теннисный корт. А у нас, у ведущей теннисной федерации в мире, нет ни одной своей базы. Разве нам не стыдно? Зимой еще как-то выходим из положения, а летней базы нет.

    РГ : А как же Национальный теннисный центр Самаранча в Москве на Ленинградке?

    Тарпищев : Он же только строится. На сегодня полноценной базы нет. И мы - первые в мире! Разве бывает такое?

    РГ : Только в родном Отечестве подобные парадоксы. А в Америке писатель О. Генри назвал свое произведение "Короли и капуста", чтобы рассказать о несовместимых вещах.

    Тарпищев : Если удастся решить то, что мы задумали, мы будем королями. Может, не вечно, но во всяком случае долгое время останемся на первых ролях. Нет - тогда впору переходить на кустарную работу, как в Советском Союзе, и вообще оправляться на пенсию.

    РГ : О чем речь? Только ли о финансах? И почему надо развивать именно теннис, а, скажем, не лыжи - наш общенародный вид спорта?

    Тарпищев : Прежде нужно ответить на следующий вопрос: а почему они, лыжники, не первые? Есть одна формула: если все правильно сделано с точки зрения методической составляющей процесса, то отсутствие денег дает одного чемпиона. А их наличие - множество чемпионов. Конечно, надо развивать все виды спорта. Но отношение к тому или иному виду спорта и количество запрашиваемых средств должны быть адекватны тому, что сделано и что может дать результат. Мы сейчас не можем найти 45 миллионов долларов - такая сумма необходима ежегодно для внебюджетного финансирования Федерации тенниса России. Что такое 45 миллионов? Это бюджет одного футбольного или хоккейного клуба!

    РГ : Иные говорят, сейчас не время заниматься затратными проектами...

    Тарпищев : Я считаю, теннис, в плане и политических моментов, и экономических, дает стране больше, чем многое другое. Это имидж государства. Наши игроки - лидеры в рейтингах самых популярных спортсменов, политиков, общественных деятелей. Ежемесячно четыре человека - в первой сотне по упоминаниям в Интернете. Мы создали империю тенниса. Неужели можно погубить то, что достигнуто за минувшие 35 лет? Вот сейчас предстоит полуфинальный матч Кубка Федерации, а у нас даже нет денег, чтобы полноценно выступить.

    РГ : Как так?

    Тарпищев : Мы не можем снять с индивидуальных соревнований теннисисток, чтобы те участвовали в командной встрече. Не исключен вариант, что поедем играть молодежным, необстрелянным составом. Имеются в виду Алиса Клейбанова, Анастасия Павлюченкова, Екатерина Макарова.

    РГ : То есть, грубо говоря, нужно заплатить штраф за отказ ведущих играть в том или ином турнире?

    Тарпищев : Совершенно верно.

    Кто-то травмирован, как, например, Вера Звонарева, на которую я очень рассчитывал. Надо искать замену, ломать другим теннисисткам график. Ведь мировой календарь сейчас и без того очень плохой, неудобный. До последнего непонятно, смогут ли выступить Надежда Петрова, Светлана Кузнецова... Тяжело собрать сильнейший состав. Другие федерации платят игрокам за участие в кубковых матчах. Обидно за наших. Они обделены вниманием.

    РГ : Светлана Кузнецова только что получила медаль ордена "За заслуги перед Отечеством".

    Тарпищев : Хорошо. А вы знаете, что, например, Анастасия Мыскина так до сих пор и не получила правительственную награду? Настя была чемпионкой мира по признанию Международной федерации тенниса. Я, помню, написал ходатайство, но ей отказали. Что это за отношение?!

    РГ : Шамиль Анвярович, когда подготовленная вами программа ляжет на стол министра спорта, туризма и молодежной политики?

    Тарпищев : Рассчитываю, что в середине мая.

    Поделиться