14.04.2009 01:30
    Поделиться

    Отдых на российских курортах обойдется на 20 процентов дороже, чем за рубежом

    Оптимистичный прогноз Ростуризма о существенном подъеме российского внутреннего туризма на волне кризиса, прозвучавший на всю страну в начале года, на прошлой неделе опровергли практики туриндустрии. По данным туроператоров, в этом сезоне путевка на российские курорты обойдется в среднем на 20% дороже, чем отдых на массовых зарубежных направлениях. Спасти ситуацию могут только совместные усилия туроператоров, перевозчиков и хотельеров, направленные на снижение цен на отечественный турпродукт, и только при государственной поддержке.

    Туроператоры, работающие на внутреннем рынке, начали бить тревогу еще в конце прошлого года. Они призывали отечественных хотельеров оценить ситуацию и в условиях кризиса не повышать цены на проживание, а также искать новые пути сотрудничества в сложившейся экономической ситуации. Но, несмотря на многочисленные переговоры, здравницы Черноморского побережья так и не снизили стоимость своих услуг. И сейчас сезонные цены на массовых зарубежных пляжных направлениях на 20-30% ниже, чем на курортах России.

    По данным комиссии по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), представившей сравнительное исследование стоимости отдыха в России и за рубежом, в июне "трехзвездочный" отдых в Анапе с трехразовым питанием обойдется на 19,6% дороже, чем в Турции в отеле такого же уровня, но с питанием "все включено". В Крыму июнь дороже Турции на 14,3%, в Сочи - на 7,5%. По июлю еще более впечатляющая картина: турпакет с питанием "все включено" в Египте на 61,9% дешевле, чем отдых с проживанием и трехразовым питанием в Анапе, на 26,3% дешевле, чем в Крыму, и на 27,5% дешевле, чем в Сочи. По сравнению с Турцией Сочи в июле дороже на 16,2%, Анапа - на 28,4, Крым - на 26,3%. В августе Сочи дороже Турции на 17,3%, Египта - на 23,7%. Анапа в августе также дороже Турции на 23,9%, Египта - на 29,8%, Болгарии - на 9,4%.

    Руководители туристической отрасли Краснодарского края и многие участники рынка заявляли, что высокая стоимость турпакета связана с ценами на перевозку. Однако, по данным исследования, даже если вычесть из турпакетов стоимость авиаперелета из Москвы рейсом Аэрофлота до Сочи, Анапы и Крыма и стоимость чартера из Москвы, трансфера и страховки для Турции и Египта, то все равно отдых в России и Крыму получается заметно дороже.

    В результате, как считают туроператоры по внутреннему туризму, из-за слишком высоких цен, прежде всего на объекты размещения Краснодарского края, число организованных туристов может снизиться на 20-30%. Многие отдыхающие переориентируются на частный сектор, который более гибко реагирует на сложившиеся рыночные условия и корректирует цены.

    С тем, что цены на туры на внутреннем рынке действительно растут, соглашается и Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). Однако, по ее мнению, основная проблема - это рост цен на авиа- и железнодорожную перевозку, который существенно увеличивает стоимость турпакета.

    Чем же вызвана такая ситуация и почему отдых за рубежом оказался дешевле?

    Как вспоминает Анатолий Гусев, генеральный директор компании "Ориент", после дефолта 1998 года, в 1999 году, спрос на отдых в России, прежде всего на курорты Краснодарского края, ежегодно рос на 20-25%, росли и цены - примерно на 20%, опережая инфляцию. В этом году цены также выросли, но при этом девальвация рубля обесценила его по отношению к бивалютной корзине на 30-35%. В результате цены на отдых на российских курортах стали выше "выездных" цен на 20-25%.

    "В августе прошлого года стало ясно, что случился кризис, а до этого времени отдых на наших курортах всегда был дешевле заграничного", - констатировал Анатолий Гусев.

    По словам Валерия Лошица, президента компании "Астравел", туроператоры, работающие на российском рынке, часто сталкиваются с нелогичным повышением цен. "Отечественные хотельеры в первую очередь заботятся о скорейшей окупаемости объектов размещения. Но время "быстрых" денег прошло, правда, пока владельцы гостиниц этого не поняли", - отмечает он.

    Что же касается зарубежных стран, массовых направлений отдыха, то они очень быстро отреагировали на кризис, в том числе и снижением цен.

    По словам Валерия Лошица, иностранные партнеры постоянно делают спецпредложения и предоставляют скидки, учитывая экономическую ситуацию. Например, платишь за пятидневную путевку - отдыхаешь семь дней. А в этом году, например, Болгария предлагала бесплатные ски-пассы на горнолыжных курортах. Все делается для привлечения туристов.

    О том, что подобный зарубежный опыт неплохо было бы перенять и нашему турбизнесу, говорит Майя Ломидзе. "Греческие туроператоры предложили низкие цены для клиентов, которые покупают туры заранее, таким образом, они увеличили глубину бронирования и привлекли средства. Наши курортные отели, которых много появилось за последнее время, так же могли бы сделать специальные цены для туристов, покупающих путевку заблаговременно. Но пока это для нашего туристического рынка нехарактерно", - сокрушается исполнительный директор АТОР.

    Вместе с тем, как отмечает президент РСТ Сергей Шпилько, гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга начали снижать цены на проживание, однако эти средства размещения больше ориентированы на зарубежный рынок, а вот курортные отели, принимающие российских туристов, менять ценовую политику не торопятся.

    "Мнение некоторых хотельеров, что из-за подорожания валюты российские туристы в этом году направятся в Краснодарский край, не совсем правильное", - считает он.

    Казалось бы, в рыночных условиях хотельеры должны чутко реагировать на изменения спроса, чтобы поддерживать свой бизнес, однако, по словам Анатолия Гусева, российский гостиничный рынок очень инертен и сильно сегментирован. Организованный гостиничный сегмент составляет 20%, на частный сектор приходится 40%, 20% объектов размещения принадлежит различным корпорациям, остальные 20% - фонду социального страхования и другим фондам. Поэтому у каждой группы могут быть свои интересы.

    В сложившихся условиях представители российского турбизнеса считают, что, пока еще есть время до наступления летнего сезона, необходимо с государственной помощью разработать программы с участием туроператоров, перевозчиков и хотельеров, направленные на привлечение туристов. Например, разработать совместный антикризисный дисконтный пакет. Кроме того, представители туриндустрии призывают пересмотреть всю ценовую политику на все объекты размещения.

    Между тем в Ростуризме считают, что ситуация на внутреннем туристическом рынке вполне удовлетворительная.

    "Если поселиться в Сочи в гостинице "пять звезд", то, конечно, отдых будет дорогой, а если в малой гостинице в Лазаревском - получится значительно дешевле, чем за границей", - заметил руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин.

    По словам главы Ростуризма, для продвижения российского турпродукта ведомство планирует усиливать целенаправленную рекламу отечественных курортов. Принимается также и целый комплекс антикризисных мер, например, заключен договор о субсидировании дальневосточных перевозок между Росавиацией и авиакомпаниями "Аэрофлот", "Владивосток Авиа", "ГТК "Россия", "Мирнинское авиапредприятие", "Сибирь", "Трансаэро" и "Якутия", которые будут осуществлять субсидированные воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно с 15 мая по 15 сентября 2009 года. Правом на получение билета по спецтарифу будут пользоваться граждане РФ в возрасте до 23 лет включительно и те, кому за шестьдесят.

    Поделиться