Выставки помогут компаниям победить кризис

Индустрия выставок и конгрессов в силу самой своей природы призвана в кризисных условиях помочь отечественным компаниям и предприятиям выстоять.

Она позволяет найти управленческие, технологические и иные решения, которые были бы адекватны ситуации, минимизировать издержки прохождения через экономический шторм и выстроить оптимальную траекторию бизнеса в послекризисный период.

Об этом говорилось в ходе неформальной встречи, которая состоялась в Центральном выставочном комплексе (ЦВК) "Экспоцентр" - ведущей выставочной организации страны. Помимо выставочников в дискуссии приняли участие руководители Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), региональных палат, а также отраслевых производственных объединений.

Еще в конце прошлого года совместно с ТПП РФ "Экспоцентр" выступил инициатором разработки антикризисной стратегии и предложил комплекс конкретных мер. Организаторы выставок сегодня осознают возросшую актуальность своей деятельности для российских компаний. Смотры предоставляют экспонентам универсальные, прежде всего маркетинговые инструменты, позволяют взять на вооружение лучшие мировые достижения и технологии, найти новых партнеров и эффективные решения по развитию бизнеса. Иными словами, выставки помогают отечественным предпринимателям получить ответы на самые злободневные вопросы текущего момента: что делать и, что особенно важно, как делать!

Открывая встречу и настраивая коллег на конструктивную дискуссию, генеральный директор ЦВК "Экспоцентр", доктор экономических наук Владислав Малькевич отметил, что "вопросы выставочной деятельности в кризисных условиях неоднократно обсуждались на заседаниях и семинарах Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. И для нас важно понимать не только механизмы влияния кризиса на выставочную деятельность, но и основные причины, обусловившие сегодняшнюю кризисную фазу российской экономики. Президент ТПП РФ, академик Е. Примаков, выступая на расширенном заседании Президиума Правления Палаты России с участием представителей Госдумы и Администрации Президента, назвал в этой связи несколько характерных моментов - "это отказ от вливания значительной части накапливаемых средств в реальную экономику; вложение накапливаемых средств в американские казначейские бумаги вместо их использования внутри России для диверсификации экономики; отсутствие докризисных мер по увеличению капитализации российских банков, ликвидности всех звеньев финансовой системы; фактическое поощрение получения кредитов, необходимых предпринимательским структурам, из зарубежных источников".

"Реагируя на кризисные явления, - продолжил В. Малькевич, - мы обязаны сверять свои оперативные действия со стратегической перспективой. Я разделяю точку зрения, согласно которой главная проблема сегодня - это отсутствие конкретной связи между антикризисными мерами и долгосрочными задачами модернизации нашей экономики. Перестройка мировой экономики займет, по-видимому, несколько лет. Затем новая волна экономического роста снова потянет ее вверх. За эти годы нам необходимо сформировать собственное национальное ядро будущего технологического уклада. И главное для нас сейчас - структурная перестройка экономики".

Выставочному сообществу, по мнению Владислава Малькевича, "необходимо оперативнее развертывать согласованные антикризисные действия, ведь нынешний период нашей деятельности имеет ряд примечательных характеристик. Разве не интересно то, что при некотором сокращении числа экспонентов и занимаемых ими площадей количество посетителей на выставках не сокращается, а на популярных брендовых даже растет! Усиливается конгрессная составляющая, что придает некоторую дополнительную устойчивость выставочно-конгрессной деятельности в целом.

Кризис помог глубже осознать и то, над чем мы, да и, наверное, многие другие, ранее серьезно не задумывались: выставка - это оптимальное место для переза грузки бизнес-матрицы, уникальная площадка для системного получения новых знаний, методик, оценки принимаемых решений, повышения профессиональной квалификации.

Вместе с тем применительно к кризису уместна поговорка: "Нет худа без добра". Несомненно, работа в кризисных условиях приведет к оздоровлению нашей отрасли. Бум последних лет имел свои издержки: расплодились выставки-клоны, выставки-однодневки, и с их уходом авторитет выставочной деятельности только укрепится".

Руководитель "Экспоцентра" предложил систематизировать антикризисные меры по трем группам.

Первая группа - меры, которые должны быть осуществлены самостоятельно выставочными организациями. К ним следует отнести пакетные льготные программы и бонусы для участников выставок. В частности, в "Экспоцентре" переоборудовано под выставочную деятельность ранее не использовавшихся в этих целях 18 тысяч квадратных метров площади на первом уровне комплекса. Стоимость аренды этих площадей значительно ниже стоимости площадей основного уровня "Экспоцентра".

Новые возможности для участия регионального бизнеса в международных выставках предоставляет малозатратная практика создания объединенных региональных стендов, когда под эгидой администрации области, территориальной ТПП, региональных бизнес-ассоциаций представители малого и среднего бизнеса региона готовят объединенные выставочные экспозиции. Так, на выставке "Продэкспо-2009" эту форму успешно реализовали Мордовия и Костромская область.

Вторая группа антикризисных мер, как отметил руководитель "Экспоцентра", - это координация выставочной деятельности РСВЯ и Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, реализация конкретных шагов по консолидации выставочного сообщества. В нынешних условиях ущерб от недобросовестной конкуренции, дублирования выставок будет нарастать как для участников, так и для отраслей экономики.

Наконец, третье направление антикризисных действий - меры государственной поддержки. "Мы готовы участвовать под эгидой ТПП России, РСВЯ в разработке предложений по бюджетной поддержке федеральным правительством и региональными органами власти участия российских производителей в ведущих выставках в России и за рубежом. Замечу, что правительство Москвы это регулярно делает на протяжении многих лет", - сказал Владислав Малькевич.

Он поддержал предложение создать антикризисную рабочую группу, которая, по его словам, необходима для того, чтобы, во-первых, оперативно вырабатывать рекомендации с учетом реально складывающейся ситуации и принимать соответствующие решения на своих регулярных встречах в Москве (не реже чем один раз в месяц), а во-вторых, подготовить необходимые документы, аргументированно демонстрирующие, почему необходимо системно поддерживать выставочно-конгрессную деятельность как важное звено экономической инфраструктуры.

Председатель правления Московской ТПП Юрий Котов сделал акцент на том, что антикризисная рабочая группа должна "организовать взаимодействие без всяких проволочек" всех заинтересованных участников выставочной деятельности, которым следует добровольно подчиняться решениям этой группы. "Мы сами должны создать себе определенную базу для взаимопонимания и сделать это добровольно", - подчеркнул он.

Выступавшие представители выставочных организаций подчеркивали, что "улица антикризисных мер должна быть с двухсторонним движением". Если выставочники декларируют снижение цен, пакетные услуги, то и те организации, чья деятельность сопутствует проведению выставок и ярмарок, также должны быть солидарно вовлечены в этот процесс. Прежде всего, имеются в виду транспортные организации, ресторанное обслуживание, гостиницы.

Партнеры "Экспоцентра" из ряда гостиниц уже откликнулись. ЦВК, в частности, подписал соглашение о сотрудничестве с гостиницей "Союз". Оно предусматривает предоставление льготных цен для экспонентов "Экспоцентра", участников и посетителей выставок. Аналогичное соглашение подписано также с комплексом "Эридан". Переговоры ведутся с ЦМТ, гостиницами "Новотель" и "Редиссон Славянская".

Президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции Георгий Самодуров подчеркнул особое значение выставочной деятельности в период кризиса для реальных секторов экономики, для продвижения новейших технологий и инновационных методов развития: "Сегодня многие наши предприятия понимают, что кризис приходит и уходит. Сколько бы он ни продолжился - год, полтора, два, он все равно закончится. Но это время мы не должны потерять и упустить. Несмотря на все сложности, его нужно использовать для обновления выпускаемой продукции, чтобы инновационная составляющая была превалирующей. Инновации, импортозамещение и все другие положительные факторы проявляют себя воочию на крупнейших выставках. Именно выставки - это тот единственный механизм, где можно отследить современные тенденции своей отрасли, одномоментно собрать в одном месте сотни, а то и более потребителей и производителей".

Интересные данные привел президент выставочной компании ЗАО "ВО "РЕСТЭК" Сергей Трофимов: "Сейчас, во время кризиса, Западная Европа, США усиленно помогают своим компаниям через выставки, потому что это важнейший инфраструктурный инструмент поддержки экономики. В Германии 9 из 10 существующих компаний участвуют в выставках. В Великобритании - 4 из 10. А у нас до сих пор считают такие маркетинговые расходы избыточными и их режут.

Необходим пиар отрасли. Мы все должны объяснять бизнесу, власти, что мы ничего ни у кого не просим, каждый из нас самодостаточен и выживет сильнейший. Мы готовы давать, но для этого нужна система мер, где и государство, и союзы, и ассоциации, и палаты вместе с выставочными организациями и экспонентами будут говорить, что - да, выставки нужны, что нужно повышать их эффективность".

На остроту проблемы обратил особое внимание председатель Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности, действительный член РАН Иван Иванов. Он отметил, что из антикризисной программы нашего правительства по сравнению с антикризисными программами, которые принимают другие страны, "выпадают, по крайней мере, две вещи":

"Первое - это целевое содействие выставочной деятельности, которое входит в антикризисные программы целого ряда западных стран. Участникам выставок за рубежом очень часто выплачивается 50 процентов их расходов, если эта выставка включена в планы национальными ассоциациями. И сейчас бюджеты на это не сокращаются. Более того, в эти 50 процентов включается еще и ряд расходов, которые раньше не включались, - транспортировка, страхование и т.д.

И второе. Выставить товары - это значит надеяться, что либо вы товар экспортируете, либо вы найдете человека, который будет вашим импортером. Для того чтобы поощрять и то и другое, существует система государственного кредитования, гарантий и страхования экспортных кредитов. Бюджеты иностранных государств на эти цели не только не сокращаются, но и значительно растут. Если в 2003 году во всем мире на эти цели было потрачено около 500 млрд долларов США, то за 2008 год - 1,3 трлн долларов США. Сейчас эти суммы составляют примерно 0,35 процента в ВВП этих государств".

Отечественная антикризисная программа, по убеждению академика Иванова, должна поддерживать также внешнеэкономические связи страны, расширять программу государственного страхования и кредитования экспорта. Она должна распространяться на те сферы услуг, которые с ней связаны, включая выставочную деятельность. В дополнение к тем немногочисленным выставкам, которые раньше финансировало государство, следует добавить новые, пересмотрев в пользу экспонентов условия финансирования.

В этом контексте "Экспоцентр" предлагает внести соответствующие изменения в постановление правительства об авансировании международных и национальных выставок. По существующим сегодня нормам государство может авансировать только до 30 процентов затрат на участие в выставках, а остальные деньги экспоненты должны искать сами: брать кредит или использовать свои собственные средства. В кризисных условиях это становится очень обременительным, особенно когда кредит дается под огромные проценты. По мнению участников встречи, если будут рассмотрены и приняты предложения "Экспоцентра", которые отвечают международной практике и поддерживаются ТПП РФ, это обернется солидной помощью предприятиям-экспонентам.

Участники встречи подчеркивали, что экономическая культура развитых государств органичным образом предполагает и глубокое концептуальное понимание роли выставочной деятельности как приводного ремня для инновационного развития, и системную поддержку выставочной индустрии.

Впечатляет информация, к примеру, о поддержке южнокорейской выставочной отрасли со стороны государства. Она не сводится только к предоставлению субсидий предприятиям на участие в выставках или оказанию патроната, а предусматривает прямое финансирование самой отрасли. Выставочная индустрия Южной Кореи находится под плотной государственной опекой и является объектом тесного частно-государственного партнерства.

Показательно, что на фоне разворачивающегося нового экономического кризиса южнокорейским правительством в сентябре 2008 года был принят закон "О развитии выставочной индустрии".

Генеральный директор Выставочного центра "КраснодарЭКСПО" Андрей Курилов привлек внимание коллег к важности завершения работы по созданию "Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации". "Без понимания того, что такое выставочно-ярмарочная, конгрессная отрасль Российской Федерации и кто мы такие в экономике, мы будем двигаться дальше фрагментарно". Он также подчеркнул, что особняком стоит вопрос развития выставочной деятельности в регионах России в силу разительных отличий условий их работы от Москвы и С.-Петербурга, и именно поэтому это должно найти свое отражение в упомянутой Концепции.

В ходе оживленной дискуссии, состоявшейся в "Экспоцентре", ее участники сформировали антикризисную рабочую группу, открытую для представителей всех заинтересованных в этом деле участников выставочно-конгрессной деятельности.

Генеральный директор ЦВК "Экспоцентр" Владислав Малькевич выразил надежду, что состоявшийся обмен мнениями и его результаты послужат солидарным действиям и консолидации выставочного сообщества России. "Если мы не реализуем такой подход, - подчеркнул он, - то столкнемся с серьезными трудностями в условиях растущей экономической турбулентности".