Об электронных аукционах сообщила глава департамента государственных закупок Кировской области Елена Мальцева.
Сегодня электронные аукционы являются наиболее эффективной с точки зрения экономии и самой прозрачной формой торгов. Они позволяют сократить бумажный документооборот, так как не требуют разработки аукционной документации, снизить трудовые и временные затраты, упростить действия участников размещения заказа вне зависимости от их местонахождения. Кроме того, при таком аукционе к минимуму сводится возможность согласованных действий участников аукциона, т.е. сговора.
Для этого департамент (кстати, тоже на торгах) приобрел автоматизированную информационную систему, которая способна поддерживать все виды закупок - конкурсы, аукционы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика. Возможность интеграции системы с официальным сайтом РФ размещения государственных заказов позволит объединить в единое информационное пространство как государственных, так и муниципальных заказчиков и участников аукционов.
Новые возможности дает и более легкий поиск информации в режиме реального времени. Также в режиме онлайн будет проходить и сам аукцион. Таким образом, его участники, не выходя из своего офиса, смогут следить за ценовой игрой, делать свои конкурентные предложения. Это должно дополнительно привлечь к торгам предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, участники аукциона не смогут узнать, кто именно делает очередное предложение, поскольку на экране будут отражены только присвоенные участникам аукциона номера, а не конкретные фирмы. Что также делает невозможным сговор участников аукциона. Программа не требует профессиональных знаний компьютерных технологий и обладает удобным, понятным интерфейсом.
Уже с начала мая новый сайт государственных закупок Кировской области начнет свою работу. А для обычных торгов, куда будут вынесены все лоты стоимостью свыше миллиона рублей, как того требует федеральное законодательство, оборудованы два аукционных зала с возможностью аудио- и видеозаписи.
Но это не единственное новшество в работе регионального департамента госзакупок в этом году. В условиях сокращения областного бюджета ставится задача максимально увеличить долю торгов через департамент в общем объеме закупок, что дает наиболее высокую бюджетную эффективность. Например, не так давно департамент проводил торги по обслуживанию дорог в одном из районов области, и в ходе аукциона цена упала в два с лишним раза - с 44 млн рублей до 21 млн.
Хотя с каждым годом благодаря системе конкурсов и аукционов экономия бюджетных средств растет и в прошлом году она составила в Кировской области 251,4 млн рублей, как сказала Елена Мальцева, это не самоцель. Главное - чтобы на закупку необходимых товаров, услуг и работ было затрачено как можно меньше бюджетных средств. Поэтому снижение от уровня среднерыночной цены должно быть реальным. Если результат торгов непомерно велик, это значит, что профильным департаментом не изучены рыночные цены на закупаемую продукцию, и это ненормально. Задача - создать в сфере госзакупок такую среду, чтобы она заставляла предпринимателей конкурировать.
Действующее законодательство не разрешает устанавливать какие-либо преференции представителям своего региона. Хотя сегодня и звучат призывы ограничить рынок от иногородних конкурсантов, объясняя это потерей дополнительных заработных плат и налогов, социально значимых для Кировской области. Кстати, в последнее время в аукционах, которые проводит департамент госзакупок Кировской области, все чаще участвуют представители других регионов. И за последний год количество иногородних участников на единой торговой площадке выросло как минимум наполовину. Как и общее число участников. Даже за одну небольшую котировку до 250 тысяч рублей готовы "сражаться" два десятка участников. А в последнее время в связи с кризисом их число постоянно растет. Как сказала Елена Мальцева, "идет просто шквал заявок". Только за первый квартал этого года уже было принято более полутора тысяч заявок.
Сейчас основные претензии участников аукционов сводятся к формированию технического задания. Поэтому в дальнейшем планируется создавать общественные комиссии с участием представителей заказчика, бизнеса, органов исполнительной власти и депутатов регионального Законодательного собрания, чтобы сделать задание наиболее оптимальным в каждом конкретном случае. И только после его проработки и одобрения общественной комиссией оно будет передано департаменту государственных закупок для размещения.
Все это, вместе взятое, должно заметно повысить эффективность государственных закупок в Кировской области.
Олег Казаковцев, заместитель председателя правительства Кировской области:
- Цена товара или услуги сама по себе не является определяющим фактором. Бывает, когда участники аукциона заявляются с очень низкой ценой, которая покрывает только стоимость материалов, выигрывают аукцион, а потом не могут выполнить работы. То есть возникает проблема, когда на аукционе некоторые люди пытаются просто нажиться. Все такие попытки мы намерены жест ко пресекать экономическими методами. Для чего будут вводиться определенные залоги и предъявляться требования к организациям, которые станут участвовать в аукционах, конечно же, в рамках действующего законодательства.
Справка "РГ"
На 2008 год сводный план государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области был утвержден в объеме 7 млрд 395 млн рублей. В структуре сводного плана наибольший удельный вес занимали работы - 52,6 процента, товары - 27,4 процента, услуги - 20 процентов.
В 2008 году через департамент государственных закупок было размещено 64,2 процента объема сводного плана госзаказа. В основном это продукты питания, нефтепродукты, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, медицинское оборудование, компьютерная и офисная техника, автотранспорт, общестроительные работы, проектно-изыскательские работы.
За прошедший год государственными заказчиками и уполномоченным органом проведено конкурсов по 150 лотам, аукционов - по 4000 лотам, около 1200 закупок путем запроса котировок, более 4000 закупок у единственного поставщика и около 54 000 закупок малого объема.
В 2008 году существенно изменилась по сравнению с 2007 годом структура способов размещения заказов. Если в 2007 году основным являлся открытый конкурс, то в 2008 году таковым стал открытый аукцион. Количество торгов, проведенных в форме аукциона, увеличилось в 11 раз, и в 16 раз увеличилась стоимость контрактов, заключенных по итогам проведения аукционов, - со 135 млн рублей до 2 млрд 179 млн.
По сравнению с 2007 годом среднее количество участников, подавших заявки, возросло с 25 до 54 процентов в зависимости от способа размещения заказа.