Верховный суд разъяснил, как платить за несчастье. Согласно его постановлению убийца должен выплатить компенсацию всем близким родственникам жертвы, которые обратятся в суд.
С человеческой точки зрения вопрос бесспорный. А с юридической - возникали сомнения. Поводом для разбирательства послужило уголовное дело в одном из регионов страны. Трое молодых людей зверски надругались над совсем юной девчонкой и убили ее. Сыщики нашли негодяев, суд приговорил их к долгим срокам. А родители убитой подали иск на компенсацию морального вреда.
Понятно, что никакие деньги не заменят родителям погибшего ребенка. В данном случае важна не сумма, а чисто психологический эффект компенсации: подонки наказаны, они будут не только сидеть, но и расплачиваться.
Однако в суде возникли неожиданные проблемы. Президиум областного суда решил, что компенсация за страдания положена только одному родственнику - тому, кто был официально признан потерпевшим. В данном случае это был отец девушки. Ему и присудили выплаты. А матери убитой в компенсации отказали.
Причина в чисто юридической тонкости. В Уголовно-процессуальном кодексе дословно написано: по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников. Правда, Конституционный суд несколько лет назад пояснил, что понимать эту норму надо по-другому, мол, она не запрещает назначать потерпевшими нескольких граждан. Однако на практике многое осталось по-старому, и "лишних" потерпевших правоохранительные органы не признают.
Мать убитой дошла до высшей судебной инстанции и добилась справедливости. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение, лишающее маму права на компенсацию.
Закон относит к числу близких родственников погибшего от рук убийц человека его супруга или супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков. Как пояснили судьи Верховного суда, каждый из этих родственников вправе защищать свои права и законные интересы в ходе уголовного судопроизводства.
- Переход прав потерпевшего лишь к одному из его близких родственников сам по себе не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников, - решил Верховный суд.
Что же касается самих сумм, то они остаются на усмотрение судей в каждом конкретном случае. Юридическое сообщество давно обсуждает идею разработки специальных тарифов морального вреда. Однако, по мнению руководителей Верховного суда, такое предложение нецелесообразно.
Александр Арутюнов,
доктор юридических наук
Отсутствие точно сформулированных критериев оценки размера компенсации морального вреда действительно порождает сложности в правоприменительной практике. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ обязывает суд при определении размеров компенсации морального вреда принимать во внимание степень вины причинителя вреда, характер и степень причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий с учетом его индивидуальных особенностей. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Это подразумевает, что размер компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен быть разным. Однако очевидно, что размер компенсации морального вреда, например, за убийство, не может, как это имеет место сейчас, отличаться в несколько раз. "Стандартизация" выплат за причиненный моральный вред могла бы в этом плане помочь судьям. В то же время "тарифная сетка" обязательно должна иметь определенную "вилку" (от и до) для судейского усмотрения указанных обстоятельств.