В Сухуме прошел большой министерский сбор. Высокие чины ключевых ведомств России и президент Абхазии Сергей Багапш вместе со своими министрами решали, как будет восстанавливаться хозяйство республики.
Итогом поиска экономической стратегии станут более 50 соглашений между профильными министерствами, которые намечено подписать уже в ближайшее время.
Министры посчитали, что довольно легко можно восстановить 125 объектов отдыха. Причем при определенных условиях быстрого.
Но вот эта оговорка - "при определенных условиях" - и стала закавыкой, о которой эксперты говорили больше всего.
Что это за условия, становится понятно, стоит только пройти по улицам Сухума. Пустующих зданий и квартир - полно. В девяностых, сразу после окончания боевых действий, по республике на заборах и дверях часто можно было встретить размашистые надписи: "Мое" и номер телефона. Да и теперь с документальным оформлением объектов собственности дело обстоит неважно. Как определить, кому, например, принадлежат все пять дач Сталина? Физически они на территории независимого государства, а все документы - в Москве. Поэтому первое, что наметили сделать, - создать кадастр и генплан восстановления, провести инвентаризацию имущества.
Договорились решить и пограничные проблемы. В ближайшее время будет подписано соглашение по таможне. Планируется, что перемещаемые товары будут освобождены от пошлин. Возможно, не будет и НДС.
Суть этих проблем понимаешь сразу, как пересекаешь пограничный шлагбаум. Из окна автомобиля видны огромные очереди на границе через реку Псоу. Здесь проходит единственная магистраль, соединяющая наши государства. Люди, которые часто ездят туда и обратно, больше жалуются на российских таможенников. Рассказывают, что единственный абхазский экспортный товар, мандарины, в Россию так просто не провезешь. Два года назад такса с каждой мандариновой "Газели" была восемь тысяч рублей. Теперь - двадцать тысяч. Справедливости ради местные признают, что с коррупцией на таможне пытаются бороться и таможенников меняют едва ли не каждые полгода. Но приходят новые, и картина повторяется.
Мандаринов в Абхазии столько, что ими даже кормят коров. И по идее сочные фрукты должны бы стоить дешево на наших рынках, но из-за поборов абхазским перевозчикам приходится переоборудовать свои "Газели", чтобы каждая поездка была прибыльной. Они усиливают рамы и рессоры, превращая свои мандариновозы чуть ли не в броневики, и вместо полутора тонн везут не меньше пяти.
На министерском сборе представитель РЖД подтвердил, что вопрос таможенного соглашения между Россией и Абхазией стоит наиболее остро. Он привел такой пример. Из Саратова в республику в вагонах отправляют топочный мазут. В дороге до границы он следует двое суток, а потом на "растаможке" в Веселом стоит суток 10-15.
Исправить положение могут двусторонние межведомственные соглашения. Это тем более актуально, ведь у России в преддверии Олимпиады в Сочи на Абхазию большие виды. Например, абхазский аэропорт с удлиненной взлетно-посадочной полосой мог бы сильно разгрузить неудобный сочинский аэропорт. В Сухуме аэропорт строили как резервный для космических "Буранов", он не разрушен и способен принимать самые тяжелые аэробусы. Абхазские строительные материалы могли бы сильно удешевить олимпийскую стройку. Железнодорожные магистрали со стороны Краснодарского края, по которым сейчас везут стройматериалы, перегружены. Поставки абхазского песка и гравия могут озолотить республику. 100 миллионов тонн грузов - такой объем, по оценкам специалистов, нужен для строительства в Имеретинской долине. Уже сейчас грузооборот между Абхазией и Россией по железной дороге - в среднем 12 вагонов в сутки. А нужно на порядок больше. Планируется, что и эта проблема будет решена после подписания двустороннего договора между РЖД и железными дорогами Абхазии.
В экономических планах немало места отведено инвестициям в экономику республики. В том числе от соотечественников за рубежом. До миллиона абхазов проживают в соседней Турции. Причем живут турецкие абхазы неплохо, зажиточно. Самые отчаянные из них и до официального признания Россией независимости Абхазии решались вкладывать сюда свои капиталы. Первую восстановленную после войны гостиницу в Сухуме "Ясимин" до сих пор так и называют турецкой. Теперь же, после признания Абхазии, приток инвестиций из Турции может значительно вырасти.
На одной из центральных улочек Сухума расположился небольшой магазинчик по продаже стеклопакетов. Отделанный под евроремонт, он сразу бросается в глаза на фоне пустых глазниц окружающих руин. Хозяин магазинчика абхаз Гулькан Ачханба приехал из Турции. По-русски не понимает ни слова. На корявом немецком объясняет мне, что у него в Анталье большой завод по производству рам. И в лучших турецких традициях сразу приглашает меня зайти в магазинчик выпить с ним чашечку чая.
Таких, как он, в республике все больше. Больше становится и русских бизнесменов. Заместитель руководителя Минрегиона России сообщил, что межведомственные соглашения между Абхазией и Россией дадут прорывной импульс двустороннему развитию. К лету планируется открыть также торгпредства в обеих столицах. В течение кратчайшего времени будет создана межправительственная комиссия, которая займется всеми узкими вопросами, которых немало, вплоть до адаптации бухучета и налогового учета двух наших стран.
Судя по всему, мы для себя стратегию общения с независимым и, без сомнения, дружественным государством Абхазия определили - прагматичные торговые отношения на основах взаимовыгоды.