16.04.2009 02:00
    Поделиться

    Новый декрет Президента Республики Беларусь дал возможность учредить собственное дело за один день

    "Слышал, что в бизнес-законодательстве Беларуси в этом году произошли серьезные изменения. Отменены различные бюрократические процедуры, и предприятие теперь можно зарегистрировать за один день. Расскажите об этом подробнее. И есть ли какие либо различия в регистрации бизнеса гражданами Беларуси и России?

    Петр Истомин, Брянск".

    Галина Подрезенок, начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь:

    - Декрет Президента Республики Беларусь с символичным номером 1, подписанный сразу после новогодних и рождественских праздников, действительно дал возможность учредить собственное дело за один день. Условно говоря, с уставом, заявлением и квитанцией об уплате госпошлины можно прийти в исполком обычным посетителем, выйти - индивидуальным предпринимателем или хозяином собственной фирмы. Процедура регистрации предприятий у нас теперь одна из самых совершенных и либеральных в мире.

    Кстати, первые шаги по ее упрощению были предприняты еще в прошлом году, что подняло рейтинг Беларуси среди стран-реформаторов сразу со 115-го на 85-е место. Теперь есть возможность перебраться еще выше. Первые итоги: количество регистрируемых предприятий увеличилось вдвое. Как для жителей Беларуси, так и для граждан России порядок регистрации бизнеса одинаков. Каких-то принципиальных различий нет. В Декрете N 1, кстати, впервые расписаны и все шаги предпринимателя до подачи документов на регистрацию. Если не откладывать дело в долгий ящик, весь процесс может занять всего несколько дней.

    Во-первых, нужно согласовать название будущей фирмы. Сделать это можно как лично, так и отправив по почте заявление в исполком с несколькими вариантами наименований организации (не более 10). В отделе регистрации сверят, нет ли уже таких в едином регистре, и дадут вам письменный ответ о том, какой из предложенных вариантов будет забронирован за вами в течение 3 месяцев. Список названий всех действующих в стране фирм и организаций можно найти на сайте Министерства юстиции в разделе "Единый государственный регистр".

    Затем предстоит подготовить устав. И тут лучше довериться юридической компании, которая занимается этим профессионально. Потому что для каждой организационно-правовой формы бизнеса в законодательстве есть определенные требования. А за недостоверность сведений, в том числе и в учредительных документах, установлены довольно жесткие меры ответственности. Вплоть до того, что госрегистрацию могут признать недействительной, и все доходы, заработанные такой организацией, заберут в местный бюджет. Государство рассчитывает на честность и порядочность бизнесменов, но в противном случае накажет.

    С 1 февраля уже не нужно заверять учредительные документы у нотариуса. Подпись в уставе удостоверит сотрудник регистрирующего органа. И перечислять все виды предполагаемой деятельности тоже нет необходимости, даже лицензируемые. Для предпринимателей это большой плюс. Захотел диверсифицировать бизнес - пожалуйста. Вносить изменения в устав не нужно.

    Еще один важный шаг - определиться с местонахождением предприятия. Иными словами, с чемоданами из Брянска приехать в Могилевский горисполком и зарегистрировать фирму не получится. В самой форме заявления предусмотрена специальная графа с юридическим адресом будущего предприятия, который затем вносится в единый регистр. При перемене юридического адреса достаточно в течение 10 дней сообщить в регистрирующий орган новый адрес без внесения изменений в устав, как это было раньше.

    Адрес нашли, взяли в аренду помещение. После этого откройте счет в каком-либо белорусском банке и сформируйте уставный фонд. Его размер определяется самостоятельно. Минимальный размер уставного фонда обязателен только для акционерных обществ: в открытых - 400 базовых величин, в закрытых - 100. То есть теоретически в уставном фонде вашего предприятия может быть 1 доллар. Однако разумнее заложить, конечно, более реальную сумму. Поскольку вам нужно арендовать офис, закупить компьютеры, мебель.

    Поделиться