Вчера на съезде промышленников и предпринимателей обсуждали перспективы развития в России транспортной отрасли и высоких технологий.
Гори-гори ясно
"Роснано" ожидают, что к концу года появятся официальные статистические данные по объемам выпуска в России всех видов высокотехнологичной продукции. Пока, как заявил глава госкорпорации Анатолий Чубайс, достоверной статистики по этому направлению нет.
В 2008 году, по его данным, всех видов инновационной продукции выпустили примерно на 15 миллиардов рублей. Чубайс пояснил, что для создания конкурентной индустрии на уровне мировых технологий необходимо активнее продвигать новую высокотехнологичную продукцию, иначе отечественная промышленность просто будет задавлена импортом.
Для того чтобы за пять лет в несколько раз увеличить эти объемы, "Роснано" намерены создать конвейер "идей". И уже за второй-третий кварталы этого года утвердить 15 проектов. Сейчас создается механизм отбора проектов. Пока поступила тысяча заявок на изготовление высокотехнологичной продукции, но в результате экспертизы, маркетинговых исследований и ученых советов отобрано 12 проектов. В качестве примера Чубайс привел проект в Иркутской области по производству кремния. Он пояснил, что на основе этого производства возможно заново развитие полупроводникового сектора для организации кремниевой отечественной долины. Кроме того, на основе кремния возможно и создание солнечных батарей для возобновляемой электроэнергетики. Однако Чубайс посетовал, что если даже будет реальное воплощение проекта по строительству завода солнечных батарей, то российская энергетика пока не готова воспринимать "солнечный кластер". И законодательная основа вроде есть, но ряд правительственных решений еще не доведены до конца. А в это время в Европе солнечная энергетика развивается быстрее, чем ветровая. Поэтому вполне возможно, что российская продукция для этого сектора будет идти пока только на экспорт.
Чубайс также сожалеет, что такое перспективное направление, как производство светодиодов, которые значительно экономичнее обычных лампочек и долговечнее их, пока еще не могут быть использованы, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. И не из-за неразрешимости технологических аспектов, а из-за несовременных нормативных документов. Чтобы поставить, например, светодиоды в парадном, придется пойти на нарушение 24 стандартов, пояснил он.
Еще один проект, который собирается реализовывать "РОСНАНО", стал "европейский рентгеновский лазер на свободных электронах". На эти цели госкорпорация намерена спустить 3 миллиарда рублей. Кроме того, предполагается профинансировать производственные, инфраструктурные и образовательные проекты на сумму 28,5 миллиарда рублей. Всего же в этом году, несмотря на секвестирование, на высокотехнологичные производства будет выделено
31,5 миллиарда рублей. Такое решение, отметил Чубайс, было принято наблюдательным советом "РОСНАНО". Планируется, что будет сокращение расходов на целый ряд статей, они затронут фонд оплаты труда и затраты на привлечение подрядных организаций. Также корпорация намерена экономить на расходах по мобильной связи и транспорту, командировочных и представительских расходах. Всего планируемые объемы издержек в этом году должны составить около 500 миллионов рублей.
Минтранс страхует дороги
О развитии еще одной важной отрасли, но уже на другой сессии, говорил министр транспорта Игорь Левитин. Он рассказал, что при правительстве будет сформирована рабочая группа во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым по страхованию валютных рисков.
В нее войдут инвесторы концессионных и других важных транспортных проектов, которые финансируются из Инвестфонда. Задача группы - выработать механизм по страхованию денежных средств в период нестабильности валютных курсов. Как поясняют эксперты, на данный момент иностранные инвесторы испытывают ряд сомнений по вхождению в эти проекты именно сейчас, так как курс евро и доллара к рублю не является стабильным. А прибыль, например, от платных дорог, которые будут построены сейчас, они будут получать через несколько лет и не в долларах, а в рублях. Если разница по курсу валют к тому времени будет иной, чем сейчас, то есть вероятность, что инвесторы не получат большой прибыли. Именно для этого они и хотят получить страховку валютных рисков.
Левитин также отметил, что, несмотря на финансовые трудности, на развитие транспорта в этом году планируется выделить 550 миллиардов рублей. Из них 80 миллиардов - в рамках антикризисной программы по поддержке транспортной сферы. При этом он также подчеркнул необходимость внедрения инновационных технологий на транспорте и обеспечения доступности транспортных услуг для населения. Из Инвестиционного фонда на ряд транспортных проектов, в том числе и на строительство платных дорог, планируется выделить 56 миллиардов рублей, но при этом концессионные проекты сейчас необходимо подстраховать.
Глава РЖД Владимир Якунин, выступая на форуме, отметил, что облигационные займы, которые сейчас проводят РЖД, являются хорошей альтернативой дорогим и коротким кредитам. Таким образом РДЖ пытаются реструктурировать свои дорогие кредиты. Кроме того, компания надеется, что в ближайшее время получит государственную поддержку в 100 миллиардов рублей.