Новости

20.04.2009 04:00
Рубрика: Культура

Кто сорвал маску

Состоялась церемония вручения национальной театральной премии
В Москве состоялась церемония награждения лауреатов премии "Золотая маска"
Среди многих лауреатов премии за лучшую режиссуру, лучшую актерскую игру и т.д. лучшим композитором назван Родион Щедрин. Фоторепортаж Виктора Васенина

Закончилась 15-я, юбилейная, программа "Золотой маски".

Из трогательной домашней московской премии, когда коллеги влюбленно и единодушно чествовали коллег (лауреатов определяли по результатам анкет, разосланных по театрам), она превратилась в национальную премию с двухступенчатой системой отбора (сначала - критики-эксперты, затем - профессиональное жюри), порождая огромное число недовольных, спонсоров, спецпроектов и отдельных фестивалей, инициированных в недрах "Маски".

Из таких специальных проектов (по инициативе первого директора Эдуарда Боякова в Москву высадилось несколько десантов новой британской драмы из лондонского Royal Court) родились сразу "Новая драма", Театр.doc и, в конце концов, театр "Практика". С каждым годом благодаря Russian Case - программе, собранной для зарубежных гостей, все больше российских театров путешествуют со спектаклями на Запад. Наконец, прежде всего благодаря "Маске" не распадается театральное пространство России, собирающее в Москве то интересное, что произведено в театре за год.

Рисковый кураж "Маски" проявлялся порой даже в самом конкурсе. И все же, глядя на ежегодные церемонии награждения лауреатов, представляется, что именно в них заключается главная радость и скрытый под официальной позолотой хулиганский дух фестивальной дирекции, которую уже несколько лет возглавляет Мария Ревякина. Именно здесь "Маска" позволяет себе то, чего так опасается ее жюри, - хулиганскую, веселую свободу. Иногда она может так "заиграться", что на следующий год вынуждена смиряться в строгих, пуританских формах.

Режиссер нынешней церемонии Андрей Могучий вместе с соавторами, художником Дмитрием Крымовым и композитором Александром Маноцковым разыграли ее как произведение глумливого постмодерна - сочинили оперу "Золотое" по мотивам русских сказок. Публика удивлялась и злословила: к чему опера? Да ясно, к чему! Именно она ярче всего характеризует эволюцию "Маски", начавшей исключительно с драмы, а в последнее время так подсадившей всех на оперную "иглу", что даже драматические критики отдают ей свои голоса и восторги.

 
Видео: Виктор Васенин

"Золотое" было парадоксально представлено как "бедное" - не зря многим вспоминался выставочный проект Марата Гельмана в Перми "Русское Бедное".

Дмитрий Крымов оформил сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко наспех разрисованными зайцами, колобками, волками, медведями и морями из картона. Эстетика "бедного" играла роль кризисного антуража. Кто хотел, читал послание так: не придется ли "Маске" обменять теперь свое "золото" на дешевую картонную мишуру?

Поначалу опера вызывала раздраженные ухмылки зала. Но с каждой новой сказкой ("Колобок", "Золотая рыбка", "Курочка Ряба") нарастала интригующая двусмысленность: "золотое" обрастало барочными разливами Скарлатти, духовными медитациями Баха, трагическим напряжением Мусоргского. Музыкальная стилизация сопровождала сначала бумажного Колобка, которого съедала картонная Лиса; затем золотую рыбку, которая все дала, чтобы все отобрать; и, наконец, трагическую кульминацию с золотым яичком, которое снесла Курочка Ряба, чтобы и оно разбилось, упав на трапезный стол. Вместо радостного Пасхального апофеоза (церемония проходила в самый канун православной Пасхи) два хора - Большого театра и Театра "Школа драматического искусства" - исполнили ламентацию: "Не плачь! Не плачь!", видимо, пытаясь утешить "Маску" в ее горестной судьбе.

Атмосфера глумливой двусмысленности не угасала даже с окончанием самой оперы. Занавес никак не хотел раздвигаться, и вышедшим на сцену новым лауреатам пришлось тесниться на фоне картонного хаоса, демонстрируя контраст золотого и бедного. Кажется, Мария Ревякина и устроители церемонии были довольны: пусть и не в полной мере, но им вновь удалось озадачить и раззадорить публику. А заодно и подшутить над серьезностью самой премии.

На сцене среди лауреатов, в частности, стояли: Сергей Женовач ("Битва жизни", лучший спектакль в малой форме), Олег Басилашвили (лучшая роль, князь К. в "Дядюшкином сне", БДТ), Александр Боровский (за сценографию "Женитьбы" в Александринке), Алексей Бородин ("Берег Утопии", которому мы пророчили первую премию, получил почетный приз жюри). Триумфальными оказались спектакль "Золушка", признанный лучшим в опере (театр "Зазеркалье" увез еще и "Маску" за работу дирижера Павла Бубельникова), и балетный проект Сергея Даниляна "Диана Вишнёва: Красота в движении" (на балерину обрушились "Маски" за лучшую женскую партию, лучший спектакль - и в довершение приз критики). Родион Щедрин был назван лучшим композитором ("Очарованный страннику" поучил еще и "Маску" для Кристины Капустиной за лучшую оперную партию). Лучшим мюзиклом признали мхатовский "Конек-Горбунок", а лучшей исполнительницей в этом жанре - Марию Виненкову ("Екатерина Великая", Екатеринбург). Среди главных открытий "Маски" был спектакль Алтайского театра драмы имени Шукшина из Барнаула "Войцек". Жаль, что спектакль был отмечен лишь спецпризом жюри за актерский дуэт Натальи Макаровой (Мария) и Александра Хрякова (Войцек). Здесь кроме глубокой и волнующей работы режиссера стоило выделить и сценографию Олега Головко.

Полный список лауреатов:

Драма/Спектакль большой формы
"Чайка", Александринский театр, Санкт-Петербург

Драма/Спектакль малой формы
"Битва жизни", Театр "Студия театрального искусства", Москва

Драма/Работа режиссера
Валерий ФОКИН, "Женитьба", Александринский театр, Санкт-Петербург

Драма/Женская роль
Полина Агуреева, Лариса - "Бесприданница", театр "Мастерская П. Фоменко", Москва

Драма/Мужская роль
Олег Басилашвили, Князь К. - "Дядюшкин сон", БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Драма/Работа художника
Александр Боровский, "Женитьба", Александринский театр, Санкт-Петербург

Куклы/Спектакль
"Соседи", Хакасский национальный театр кукол "Сказка", Абакан

Куклы/Работа режиссера
Алексей Шишов, Борис Константинов, Денис Шадрин, "Ленинградка", Театр-студия "КУБ", Санкт-Петербург

Куклы/Работа художника
Виктор Антонов, "Ленинградка", Театр-студия "КУБ", Санкт-Петербург

Куклы/Работа актера
Петр Васильев, Холстомер - "Холстомер. История лошади", Большой театр кукол, Санкт-Петербург

Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол

"Берег утопии", РАМТ, Москва
Дуэт Натальи Макаровой и Александра Хрякова - "Войцек", Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина, Барнаул

Опера/Спектакль
"Золушка", Театр "Зазеркалье", Санкт-Петербург

Опера/Работа дирижера
Павел Бубельников, "Золушка", Государственный детский музыкальный театр "Зазеркалье", Санкт-Петербург

Опера/Работа режиссера
Георгий Исаакян, "Орфей", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Опера/Женская роль
Кристина Капустинская, Груша - "Очарованный странник", Мариинский театр, Санкт-Петербург

Опера/Мужская роль
Алексей Марков, Иван Карамазов - "Братья Карамазовы", Мариинский театр, Санкт-

Балет/Спектакль
"Диана Вишнёва: Красота в движении" ,Проект Сергея Даниляна, США-Россия

Современный танец/Спектакль
"Глиняный ветер", Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, Екатеринбург

Балет/ Работа дирижера
Андрей Данилов, "Баядерка", Театр оперы и балета, Новосибирск

Балет/Современный танец/ Работа балетмейстера/Хореографа
Сергей Смирнов, "Глиняный ветер", Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, Екатеринбург

Балет/Современный танец/ Женская роль
Диана Вишнёва, "Диана Вишнева: красота в движении", Проект Сергея Даниляна, США-Россия

Балет/Современный танец/Мужская роль
Игорь Зеленский, Солор - "Баядерка", Театр оперы и балета, Новосибирск

Оперетта/Мюзикл/Спектакль
"Конёк горбунок", МХТ им. А.П. Чехова, Москва

Оперетта/Мюзикл/Работа дирижера
Эхтибар Ахмедов, "Гадюка", Театр музыкальной комедии, Новосибирск

Оперетта/Мюзикл/Работа режиссера
Гали Абайдулов, "Гадюка", Театр музыкальной комедии, Новосибирск

Оперетта/Мюзикл/Женская роль
Мария Виненкова, Фике (молодая Екатерина) - "Екатерина Великая", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

Оперетта/Мюзикл/мужская роль
Премия не присуждалась

Работа композитора в музыкальном театре
Родион Щедрин, "Очарованный странник", Мариинский театр

Работа художника в музыкальном театре
Эрнст Гейдебрехт, "Орфей", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Работа художника по костюмам в музыкальном театре
Павел Каплевич, "Екатерина Великая", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

Работа художника по свету в музыкальном театре
Ильдар Бедердинов, "Майская ночь", Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Специальная Премия Жюри музыкального театра

Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) - постановка оперы "Александр Македонский", - "За создание современного спектакля на основе национального эпоса"
Дуэт Натальи Осиповой и Вячеслава Лопатина - "Сильфида", Большой театр, Москва

Конкурс "Эксперимент"

"Ликвидация", LIQUID Theatre, Москва-Челябинск

Приз критики

"Диана Вишнёва: Красота в движении" ,Проект Сергея Даниляна, США-Россия

Культура Театр Театральный дневник Алены Карась Александринский театр Видео дня РГ-Видео РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники