21.04.2009 04:00
    Поделиться

    Газовый транзит стал главным пунктом российско-финляндских переговоров

    Казавшийся поначалу рядовым государственный визит президента Дмитрия Медведева в Финляндию на самом деле стал заявкой на то, чтобы заставить мир задуматься о будущем европейской безопасности и энергетического сотрудничества.

    Визит Медведева в скандинавскую республику получился с глубоким историческим подтекстом. И это утверждение будет справедливым как для прошлого, так и, возможно, для будущего. На родине Хельсинкского Заключительного акта, которому в следующем году исполнится 35 лет, российский лидер не только попытался объяснить, каким он видит безопасную Европу, но и заявил, что Москва передает на рассмотрение ключевым партнерам новые принципы энергетического сотрудничества.

    Сегодня главы двух государств вместе отметят 200-летие вхождения Финляндии в состав Российской империи. Со стороны дата может показаться странной - суверенное государство отмечает свое присоединение к другой державе. Однако именно после того, как в результате Русско-шведской войны земли финнов отошли России, и началось формирование основ финской государственности. С тем же успехом в нашей стране могли бы отмечать юбилеи татаро-монгольского ига. Только у нас процесс объединения Руси развивался вопреки влиянию других народов, а в Финляндии благодаря.

    Похоже, что из той же многовековой истории тянется и осторожное недоверие финнов к России.

    В прошлый четверг правительство страны опубликовало некую Программу действий по России, где отдельно отмечалось, что с русскими можно решать проблемы на высшем уровне, но договоренности впоследствии могут и не выполняться.

    Тарья Халонен не скрывала, что хочет воспользоваться государственным визитом Медведева, чтобы получше узнать российского лидера. В первую очередь президента Финляндии интересует, как сам Дмитрий Медведев оценивает собственное политическое положение в современной России.

    Дмитрий Медведев, словно пытаясь расставить все точки над "i", ответил на замечания, что в России слова расходятся с делом. "Если вы мне приведете примеры неисполнения поручений, я приму решение о наказании соответствующих лиц, включая их увольнение,- заявил он. - Если это намек на то, что отдельные министры плохо работают или правительство в целом, то я пока с такой оценкой не согласен. Хотя повод для недовольства всегда можно найти".

    Осторожно к переговорам подходят и в российской делегации. Особенно по самому острому проекту в Балтийском море - прокладке газопровода "Северный поток", который должен напрямую соединить Россию и Германию. Долгое время Москва металась между Финляндией и Эстонией, пытаясь добиться разрешения проложить трубу через воды одной из стран. Источник в Кремле подчеркивает, что все согласования с заинтересованными сторонами должны завершиться к концу года, и в итоге ставка сделана на официальный Хельсинки. "Рассчитываем на однозначную поддержку Хельсинки проекта "Северный поток", вопросы к которому есть у Швеции и Эстонии, - отметил он. - Мы рассчитываем, что Финляндия воспользуется своим авторитетом для поддержки этого важного проекта". От самой же Финляндии Москва ожидает одобрения в июне. И так ненавязчиво намекает, что соседи могли бы быть столь же активны, как в двусторонних переговорах по вопросам лесной отрасли. Россия, к слову, пошла навстречу и не стала с 1 января 2009 года повышать экспортные пошлины на необработанный лес. Но источник тут же оговорился, что Москва ни в коем случае не увязывает газовый и лесной вопросы.

    Руководство Финляндии в свою очередь настойчиво заверяло, что никаких политических проблем с газопроводом нет. "Мы подходим к этому проекту с чисто экологической точки зрения, - заявила Халонен. - Если трубопровод можно построить экологически чистым способом, то это хороший проект". Однако финский президент подчеркнула, что спешить с рассмотрением всей предоставленной документации Хельсинки не собирается. Так что новостей теперь надо ждать до июня, когда встретятся главы правительств двух государств.

    Дмитрий Медведев не стал долго убеждать в надежности и целесообразности нового маршрута энергопоставок. Всех и так уже должен был образумить очередной транзитный кризис в январе этого года. Российский лидер предпочел акцентировать внимание на юридическом сопровождении поставок энергоресурсов.

    Москва уже неоднократно заявляла, что действующие международные соглашения в сфере энергетики ее не устраивают. Поэтому, подписав Энергетическую хартию, Россия не стала ее ратифицировать, поэтому и не считает, что связана по ней какими-то обязательствами. Вместо этого Кремль предлагает всему миру приступить к обсуждению нового базового документа по основам энергетического сотрудничества. Вчера Дмитрий Медведев объявил, что передает эти предложения на рассмотрение партнерам по "восьмерке", "двадцатке" и СНГ. "Наша задача - сохранить на будущее баланс интересов, - резюмировал Медведев. - Мы хотели бы как можно быстрее начать переговоры по этим вопросам с нашими партнерами".

    Вынесенный Москвой на рассмотрение документ состоит из концептуальных основ будущего энергетического взаимодействия, поделенных на три раздела. Первый, рассказал помощник президента Аркадий Дворкович, содержит принципы международного энергетического сотрудничества, к которым относятся в том числе прозрачность, суверенное право каждого государства на ресурсы, расположенные на его территории.

    Во втором разделе сформулированы элементы соглашения, касающиеся транзита. Причем его частью станет договор о принципах разрешения конфликтных ситуаций.

    И наконец, в третий раздел Москва предлагает включить перечень энергоресурсов, на которые будут распространяться новые правила. А к новому соглашению Россия хотела бы привязать кроме газа и нефти еще и продукты их переработки, а также еще длинный список ресурсов, включая уголь и даже ядерные материалы.

    На родине Хельсинкского Заключительного акта Дмитрий Медведев не мог вновь не напомнить международному сообществу о российской инициативе по заключению нового Договора о европейской безопасности - юридически обязывающего документа, основанного на равноправии и уважении интересов каждого государства. "Чтобы никто не обеспечивал свою безопасность за счет безопасности других", - недвусмысленно подчеркнул российский лидер, намекая в том числе на попытки развернуть в Восточной Европе элементы американской системы противоракетной обороны.

    Работать над договором, по мнению Медведева, должны все заинтересованные стороны. "Самое важное - не допустить фрагментации европейской безопасности", - заявил президент. А значит, здесь не актуальны площадки НАТО или ЕС, нельзя ограничиваться форматом ОБСЕ.

    - Старт многосторонним переговорам могло бы дать проведение форума на высшем уровне с участием всех евроатлантических государств и международных организаций в сфере безопасности, включая НАТО, ЕС, ОБСЕ, СНГ и ОДКБ, - предложил российский лидер.

    Москва не предлагает, как в случае с энергетическими соглашениями, отказаться от прежних договоренностей и написать всю систему с чистого листа. "Будущий договор должен рассматриваться как "Хельсинки плюс", - сказал Дмитрий Медведев. - Речь идет о подтверждении и развитии ранее согласованных принципов межгосударственных отношений".

    Россия считает, что прежде всего надо развивать единые механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов мирным путем, чтобы не было повторений событий на Балканах, Косово и Кавказа, а также перейти на качественно новую стратегию противодействия угрозам безопасности. Кроме того, в будущем договоре должны быть отражены базовые принципы развития режимов контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве.

    Работа над новым соглашением, убежден Медведев, позволит серьезно продвинуться к миру, свободному от ядерного оружия. На недавней встрече президентов России и США была достигнута договоренность о начале переговоров по новому договору о сокращении наступательных вооружений. Причем Москва настаивает, что ограничение должно касаться не только самих боеголовок. "В нашем представлении необходимо ограничить и средства доставки боезарядов, - заявил Дмитрий Медведев. - Считаем необходимым исключить саму возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий".

    И это не последние условия. Во-первых, Москва хочет исключить размещение оружия в космосе. Во-вторых, недопустимо компенсирование ядерного сокращения за счет увеличения числа стратегических систем с обычным вооружением. И в-третьих, необходимо исключить создание возвратных ядерных потенциалов. То есть российское руководство не разделяет позицию Вашингтона, который считает, что не находящиеся на дежурстве боезаряды не должны попадать под действие СНВ.

    "История дает всем нам еще один шанс. Шанс, который сегодня не должен быть упущен", - суммировал свое выступление Дмитрий Медведев.

    Ссылка: Президент Финляндии Тарья Халонен ответила на вопросы "Российской газеты"

    Поделиться