Если бы у дипломатических скандалов была своя "шкала Рихтера", то происходившее вчера в женевском Дворце наций явно приближалось к десятибалльной отметке.
Вторая международная конференция по противодействию расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости изначально была обречена на извержение эмоций.
В эпицентре дипломатической бури в очередной раз оказался президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Организаторы форума, конечно, не могли отказать лидеру государства в праве выступить на открытии конференции. Не могли они запретить ему провести и отдельную пресс-конференцию. Однако именно Ахмадинежад ранее неоднократно будоражил мир своими крайне резкими антиизраильскими высказываниями. Скандал был неизбежен.
С одной стороны, конференции под эгидой ООН, подобные женевской, должны быть площадками, на которых высказываются порой противоположные мнения и ищутся компромиссные решения. С другой стороны, заранее было понятно, что многие государства, узнав о приглашении иранского лидера, просто откажутся прислать делегации на этот форум.
Так в итоге и получилось. Сначала о бойкоте женевской конференции объявили США и Израиль. Затем к ним присоединились Австралия, Нидерланды, Италия и Канада. Последним буквально накануне форума об отказе прислать в Женеву свою делегацию заявил официальный Берлин. Мотивировка всех отказников практически идентичная: "трибуна форума может быть использована для выражения других интересов". А Франция предупредила, что ее представитель, а также делегации других европейских государств покинут зал заседаний, если прозвучат выпады в адрес Израиля.
И они сдержали свое слово. Как только Ахмадинежад назвал правительство Израиля "расистским", большинство делегаций западных стран встали и дружно покинули зал заседаний. А глава МИД Франции Бернар Кушнер в кулуарах конференции заявил, что "никакой компромисс невозможен в связи с антиизраильскими заявлениями иранского лидера". При этом в зале во время выступления Ахмадинежада все же остались несколько дипломатов из западных стран, которые стали свистеть и кричать "убийца". Однако другие участники конференции утопили их крики в своих аплодисментах.
Позицию же западных демократий озвучил представитель голландского МИДа. Он отметил, что "некоторые страны, которые сами должны многое сделать в области прав человека, используют конференцию, чтобы поставить религию над правами человека и без надобности ограничить свободу слова, игнорировать дискриминацию на основе половой ориентации и представить Израиль как единственного виновника всех бед". Несомненно, речь в первую очередь шла о позиции иранского лидера. Однако если вспомнить, что в мире немало глав других государств, которые частично или полностью открыто или неофициально согласны с мнением Ахмадинежада (что доказали бурные аплодисменты в поддержку выступающего Ахмадинежада), то получается, что даже если бы президент Ирана и не приехал в Женеву, без скандала конференция не закончилась бы в любом случае.
Так уже было восемь лет назад, когда в 2001 году в южноафриканском городе Дурбане состоялась Первая международная конференция по борьбе против расизма. Тогда делегации США и Израиля со скандалом покинули форум именно из-за "недопустимых антисемитских выступлений". Теперь в Женеве участникам конференции предстоит в первую очередь подвести итоги того, что было сделано со времен первой всемирной конференции. Видимо, ничего, если учесть, что скандал не только повторился, но и бегство с форума стало более массовым.
Вторую конференцию готовили почти восемь лет. Казалось бы, ее организаторы из ООН приложили все свои опыт, влияние и мудрость, чтобы второй блин опять не оказался комом. России предложили возглавить рабочую группу по подготовке итогового документа конференции. Обычно именно из-за него разгораются самые жаркие споры, так как каждая делегация стремится отредактировать текст заявления с учетом собственных взглядов на обсуждаемую проблему. При этом разногласия в подходах к предложенной теме были изначально настолько велики, что мало кто верил, что у конференции есть какие-то шансы на успех.
Тем не менее российские дипломаты согласились возглавить рабочую группу. "На протяжении последних нескольких месяцев переговоры и консультации велись практически в круглосуточном режиме не только в Женеве, но и в столицах многих других государств, - рассказал в интервью "РГ", которое было опубликовано в понедельник, замминистра иностранных дел России Александр Яковенко. - И, как видите, сегодня можно говорить о результате нашей работы. Компромисс очень хрупок".
Удастся ли сохранить этот компромисс до 24 апреля, когда женевская конференция будет закрыта? В первый день форума мало кто из присутствовавших во Дворце наций излучал оптимизм. И виноват в этом, очевидно, не только Ахмадинежад, но и те, кто отказался приехать в Женеву. "Я глубоко разочарован взаимными обвинениями и поведением тех стран, которых здесь нет, - заявил Генсек ООН Пан Ги Мун, открывая конференцию. - Сегодня мы говорим о нахождении нового единства в ответ на вызовы времен, и в то же время мы остаемся слабыми и разделенными". И тут с разочарованным Генсеком не поспоришь.
Между тем
Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман отозвал посла этой страны в Швейцарии Илана Элгара для консультаций. Причиной дипломатического демарша стал визит в Швейцарию на антирасистский саммит ООН президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. В израильском МИДе пояснили, что на этот шаг они были вынуждены пойти в знак протеста против приема, оказанного швейцарскими властями "человеку, отрицающему холокост, который не один раз заявлял, что Израиль должен быть стерт с карты мира". Позже с Махмудом Ахмадинжадом встретился и Пан Ги Мун. Ответных действий со стороны Израиля на эту встречу пока не последовало.