21.04.2009 02:00
    Поделиться

    Игорь Левитин: Все льготы на транспорт сохранятся

    Транспортная инфраструктура становится одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка

    На транспортную отрасль власти возлагают большие надежды, видя в ней не только источник новых рабочих мест на время кризиса, но и потенциал для посткризисного развития страны. Однако транспортной отрасли - одной из основных по развитию инфраструктуры - серьезно сократили финансирование: первоначальный вариант бюджета на 2009 год предусматривал на транспортную инфраструктуру как в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), так и вне их почти на треть больше, чем скорректированный. О том, как будет работать отрасль в новых условиях, корреспонденты РГ" беседуют с министром транспорта Игорем Левитиным.

    Игорь Евгеньевич, где проходит наш рубеж борьбы с кризисом?

    Это в первую очередь люди. Поэтому и скорректированный бюджет на 2009 год, и антикризисная программа нацелены на то, чтобы все социальные обязательства государства были выполнены.

    А следующие рубежи подкрепляют первый - сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала, ускорение модернизации и развитие инфраструктуры, снижение административных барьеров для бизнеса, усиление финансовой системы, а также ответственная макроэкономическая политика.

    Какие задачи стоят перед министерством в программе антикризисных мер?

    Одна из них - обеспечить доступность транспортных услуг для населения. Обязательно сохраним систему компенсаций выпадающих доходов компаниям, которые перевозят пассажиров в поездах дальнего следования. Речь идет о плацкартных и общих вагонах, а также о направлении на Калининград. Это позволит избежать резкого повышения цен на билеты и удержать их в пределах финансовой возможности населения. Для школьников и студентов сохранятся льготные условия проезда по железной дороге. Для этого уже подготовлены решения о внесении в уставный капитал "РЖД" 2,3 миллиарда рублей.

    Принято постановление правительства о субсидировании пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Это позволит в летний период обеспечить доставку пассажиров до 23 лет включительно и старше 60 лет по специальному тарифу, размер которого не будет превышать 50% от базовой цены.

    Кроме того, в правительство направлен проект постановления о порядке возмещения недополученных доходов авиакомпаний за перевозку "чужих" пассажиров. То есть тех компаний, в отношении которых принято решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта. Это даст пассажирам дополнительные гарантии, что, несмотря ни на что, они в любом случае доберутся в пункт назначения. На реализацию этого постановления в 2009 году планируется направить из бюджета до 5 миллиардов рублей.

    Вы не раз говорили, что одна из важнейших задач министерства сегодня - обеспечить устойчивую работу организаций транспортного комплекса и сохранить квалифицированные кадры. Что здесь предстоит сделать?

    Наиболее остро этот вопрос стоит в гражданской авиации. Вы знаете, что с конца 2007 года по август 2008 года резко - более чем на 40% - выросли цены на авиатопливо, что существенно ухудшило финансовое состояние организаций. И мы разработали комплекс мероприятий, который направлен на их поддержку.

    Во-первых, для обновления парка воздушных судов постановлениями правительства отменены ввозные таможенные пошлины на самолеты иностранного производства с количеством посадочных мест до 50 кресел и вместимостью свыше 300 человек. И в продолжение этой меры Федеральная таможенная служба по предложению минтранса подготовила проект закона, который предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс. Они предусматривают отсрочку до 6 месяцев по уплате таможенных пошлин и налогов на ввоз самолетов и комплектующих к ним. Сейчас этот документ проходит согласование в правительстве.

    В-третьих, в декабре прошлого года принято постановление N 964 о порядке предоставления коммерческим банкам субсидий на возмещение возможных затрат по сделкам кредитования авиакомпаний. Срок его действия был ограничен 2009 годом. Минфин совместно с минтрансом подготовил предложения, чтобы продлить его и на 2010 год. В этом году на реализацию постановления выделено 5 миллиардов рублей.

    В-четвертых, предлагается увеличить до трех четвертей размер возмещения из федерального бюджета затрат на уплату платежей за воздушные суда российского производства, которые получают наши авиаперевозчики в лизинговых компаниях.

    В-пятых, в прошлом году правительство утвердило разработанную в минтрансе Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 года. Она содержит предложения по формированию эффективных механизмов сохранения и развития всего сегмента социально значимых авиационных перевозок: региональные, местные, в районах Крайнего Севера и в приравненные к ним местности.

    И что это за механизмы?

    Предусмотрены субсидии для содержания инфраструктуры аэропортовых комплексов, включая аэродромы. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях мы планируем создать федеральные казенные предприятия, которые объединят несколько аэропортов.

    Уже проводится работа по формированию ФКП "Аэропорты Камчатки" и "Аэропорты Чукотки". В Якутии такое предприятие уже создано. Хочу особо отметить, что, несмотря на общее сокращение финансирования в отрасли, полностью сохранены физические объемы строительных работ на аэропортовых комплексах Дальнего Востока. Проводим реконструкцию местных аэропортов региона. Идет доводка основных узловых аэропортов (Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, Владивосток, Хабаровск) до II категории по классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И все они получат возможность круглосуточно принимать воздушные суда.

    Какие-то налоговые льготы предусмотрены?

    Пока нет, но мы настаиваем на том, чтобы они были. Необходимо предоставить льготу по уплате налогов на имущество и землю. Причем не только аэродромам, но и морским и речным портам. Результаты анализа показали существенное влияние земельного и имущественного налогов на финансовую деятельность операторов аэропортов, морских и речных портов. Так, например, после ввода аэродромной инфраструктуры, которая предусмотрена ФЦП до 2015 года, обязательства по уплате налога на имущество единого балансодержателя аэродромов - ФГУП "АГА" - увеличатся до 2 миллиардов рублей. Это вместо нынешних 9 миллионов рублей. У Росморпорта к 2015 году налог на имущество составит более 4 миллиардов рублей, или 20% от всех доходов предприятия.

    В этом году регионам и муниципалитетам, наверное, придется забыть о планах обновления парка автомобильной техники для перевозки пассажиров и грузов?

    Ничего подобного. Есть специальная программа, и она будет реализовываться. В этом году федеральный бюджет дает на это дело 20 миллиардов рублей. А регионы должны будут добавить до 10 миллиардов. Лизинговым компаниям предоставят кредитную линию на лизинг автомобильной техники российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

    А что будет со строительством дорог, мостов и прочего?

    Никаких новых строек не планируем, за исключением объектов Олимпиады-2014 в Сочи, форума АТЭС-2012 во Владивостоке, проектов из Инвестфонда. И сосредоточимся на продолжении и завершении тех строек, которые уже начаты. Для того чтобы поддержать темпы строительства и снизить финансовую нагрузку на региональные бюджеты, по предложению минтранса принято постановление правительства, которым предусматривается снижение минимального размера софинансирования дорожных объектов с 20% до 5% годового объема. 95% в 2009 году теперь берет на себя федеральный бюджет. Помимо этого, в нем предусмотрено предоставление субсидий не только на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, но и на их ремонт и содержание. И теперь у субъектов Федерации за счет высвобождающихся средств появится дополнительный источник для содержания и ремонта региональных и муниципальных дорог. А это, в свою очередь, будет способствовать созданию новых рабочих мест.

    Федеральной казной все проекты не прикроешь. Готов ли бизнес вкладываться в транспортную инфраструктуру?

    Она сегодня как раз и является одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка. И наша задача - на условиях частно-государственного партнерства привлечь деньги бизнеса на реализацию транспортных проектов.

    Напомню, что в прошлом году пять проектов по железнодорожному транспорту и пять - по дорожному хозяйству получили поддержку Инвестфонда в размере 18,5 миллиарда рублей. В этом году реализация проектов, в которые бизнес уже начал вкладывать деньги, будет продолжена.

    Новым элементом привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль может стать выпуск инфраструктурных облигаций крупными транспортными компаниями. Первый положительный опыт уже есть. ФСФР в январе этого года зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций РЖД на сумму 100 миллиардов рублей. Размещать эти ценные бумаги на рынке компания будет до мая - раз в месяц по 30 миллиардов рублей. Это позволит ей привлечь дополнительные финансовые ресурсы для реализации инвестиционной программы и заменить дорогие краткосрочные кредиты на более выгодные, долгосрочные. А для закупки нового железнодорожного подвижного состава мы предлагаем использовать механизм госгарантий для банков, которые согласятся дать на это трехлетние кредиты и не более чем под 19% годовых.

    Привлечение внебюджетных источников предполагает и создание двух новых госкомпаний на транспорте. На базе ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания" принято решение создать централизованный механизм лизинга техники, чтобы наладить ее поставки для нужд дорожного хозяйства. Цель - привлечь инвестиции и снизить издержки при производстве дорожно-строительных работ. Создается также госкомпания "Российские автомобильные дороги", которая тоже поможет привлечь частные инвестиции, но в строительство автодорог.

    Хотели бы что-то добавить в антикризисную программу правительства на 2009 год?

    Минтранс в целом ее поддерживает, но предлагает дополнить семью мерами.

    Первая - ускорить процедуру возмещения НДС для крупнейших организаций - экспортеров товаров и услуг. Это можно сделать, восстановив институт "традиционного экспортера", предусматривающий возврат в течение месяца до 80% суммы уплаченного налога.

    Вторая - восстановить запланированный до кризиса уровень субсидий регионам на развитие автодорожной сети. Это мера как окажет прямое экономическое влияние, так и вызовет дополнительные косвенные эффекты - от создания новых рабочих мест до развития смежных отраслей с высокой добавленной стоимостью (строительство, услуги).

    Третья - внести в уставный капитал РЖД 100 миллиардов рублей, чтобы дать компании возможность расширить объемы своей инвестиционной программы. Это даст значительный мультипликативный эффект и позволит сформировать масштабный заказ для российских предприятий, сохранив примерно 130 тысяч рабочих мест.

    Четвертая - субсидировать процентные ставки по кредитам на приобретение железнодорожного подвижного состава российского производства.

    Пятая - организациям автомобильного транспорта субсидировать часть затрат на уплату лизинговых платежей за автобусы и грузовые автомобили российского производства, а также расходов на обслуживание кредитов, взятых на приобретение машин.

    И, наконец, шестая мера - предусмотреть в федеральном бюджете средства на организацию переподготовки работников гражданской авиации.

    Досье

    Левитин Игорь Евгеньевич родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области.

    В 1973 году окончил училище Военных железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде. В 1983 году окончил Военную академию тыла и транспорта. Специальность - инженер путей сообщения.

    С 1970 года служил в рядах Вооруженных сил. С 1973 по 1976 год служил в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге. С 1976 по 1980 год проходил службу в Южной группе войск.

    С 1983 по 1985 год занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. С 1985 по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс", с 1998 года - заместитель генерального директора компании.

    Курировал тему транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта.

    9 марта 2004 года назначен министром транспорта и связи РФ. Указом президента РФ от 20 мая 2004 г. N 643 назначен министром транспорта Российской Федерации.

    авторитетно

    Сергей Иванов, заместитель Председателя Правительства России:

    - В сложившейся экономической ситуации есть неплохой шанс попытаться сделать большой шаг в решении одной из двух извечных российских проблем. Сосредоточившись на решении дорожных проблем конкретных городов и населенных пунктов, мы не только дадим импульс для их экономического развития, но и создадим дополнительные рабочие места.

    справка

    В скорректированном бюджете объем средств по ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" сократился на 29% - с 404 миллиардов до 288,4 миллиарда рублей.

    Однако по сравнению с 2008 годом объем средств, выделенных на транспортную инфраструктуру, вырос на 15%

    кстати

    Более 2 тысяч км автомобильных дорог введены в эксплуатацию в 2008 году, что на 40% больше, чем в 2007 году. Из них 560 км автодорог - федерального значения.

    100 миллиардов рублей составили расходы федерального бюджета на субсидии регионам для дорожного хозяйства.

    До 38,5% выросла доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям.

    На 13% сократилось количество ДТП.

    На 8% выросла интенсивность воздушного движения. Количество используемых воздушных трасс превысило 800, из них международных - более половины.

    12,5 миллиарда рублей направлены на поддержание инфраструктуры внутренних водных путей, что на 18% больше, чем в 2007 году. Закончено строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон

    Поделиться