21.04.2009 02:30
    Поделиться

    Перевозчики спасаются от транспортных налогов в республиках Северного Кавказа

    Из-за резкого повышения ставки транспортного налога в ряде регионов, в том числе Волгоградской и Воронежской областях, Краснодарском крае, грузовые компании оказались на грани разорения.

    Больше всего от индексации пострадали владельцы грузовых автомобилей мощностью более 250 лошадиных сил. Для них ставка налога выросла сразу в несколько раз. К примеру, в Волгоградской области транспортный налог вырос в три раза - с 26 до 85 рублей за "лошадь".

    - Большинство предпринимателей не знают о новых ставках, так как квитанции об оплате транспортного налога только начали приходить, - рассказал корреспонденту "РБГ" президент Некоммерческого партнерства объединения добросовестных перевозчиков в Волгоградской области Александр Донцов. - Когда же они узнают о суммах, которые должны заплатить, уверен, будут поставлены перед выбором: или думать, как минимизировать затраты, или просто продавать машины и сворачивать бизнес. Последствия для области могут быть катастрофическими, ведь почти 100 процентов участников регионального рынка грузовых перевозок (более четырех тысяч машин) - это индивидуальные предприниматели, имеющие 1-5 автомобилей, а доля крупных компаний крайне мала. Посудите сами, если в прошлом году за 5 грузовиков нужно было заплатить около 50 тысяч, то в этом - более 150 тысяч рублей. Для большинства владельцев сумма неподъемная.

    По мнению большинства перевозчиков, региональный рынок и так расшатан последствиями экономического кризиса: стоимость заказов постоянно падает, объемы перевозимых грузов уменьшаются, и все это на фоне удорожания запчастей и прочих расходов. "Ну а повышение транспортного налога просто "добьет" многих индивидуальных предпринимателей", - считает Александр Донцов.

    Между тем ставки транспортного налога в регионах разные. К примеру, в

    Москве стоимость транспортного налога выросла примерно на 30% и составляет сейчас для большегрузов 45 рублей за лошадиную силу. В Краснодарском крае, по словам начальника отдела налоговых и неналоговых доходов департамента по финансам, бюджету и контролю Виктора Супруна, для транспортных средств, мощность которых больше 150-200 лошадиных сил, налоговая ставка составляет 150 рублей за л.с.

    Между тем минимальные транспортные налоги были установлены властями Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики. С этим связана набирающая популярность в южных регионах практика перерегистрации автомобилей в этих субъектах Федерации с наиболее комфортной фискальной политикой.

    - На моей памяти немало примеров, когда, спасаясь от больших затрат, автовладельцы уходили в Дагестан, Чечню, Ингушетию, - рассказал корреспонденту "РБГ" директор одного из транспортных агентств. - Сейчас эта практика принимает массовый характер.

    Интерес автовладельцев к "смене прописки" можно понять, если сравнить ставки транспортного налога в республиках Кавказа и Волгоградской области. Последним за двигатель мощностью более 250 лошадиных сил приходится платить 85 рублей за л.с., а в Дагестане - 18 рублей, в Ингушетии - 15 рублей, в Чеченской Республике - только12 рублей. Получается, что за один грузовик с 400-сильным мотором в Волгограде нужно отдать 34 тысячи рублей, а в Чечне - всего 4800 рублей. Подтверждают факт массового исхода транспортных предприятий из соседних регионов на Кавказ данные, предоставленные "РБГ" УФНС России по Чеченской Республике: в 2005 году на территории республики было собрано налога на 3,5 млн рублей, в 2008 году - 16,1 млн рублей, а в первом квартале этого года - уже 3 млн рублей.

    - Шесть своих грузовиков недавно оформил в Дагестане, а мой партнер принял решение продать два своих "КАМАЗа" - много проблем с переоформлением. Хотя продать грузовую машину сейчас очень трудно - слишком много предложений, - поделился с нами один из индивидуальных предпринимателей, занимающихся междугородными перевозками. - Хотя есть и отчаянные владельцы, которые снимают с учета грузовик и ездят по транзитным номерам. Их постоянно штрафуют, но эти суммы не идут ни в какое сравнение с тем, что они должны заплатить в качестве налога.

    С заявлениями перевозчиков о том, что рынок грузовых перевозок переживает глубочайшую депрессию, соглашаются местные законодатели.

    Любое действие рождает противодействие, любое повышение налога может увести налогоплательщика в тень, - считает председатель комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов. - Тем временем в любом товаре есть транспортная составляющая. Любой рост налоговой нагрузки на транспортные предприятия негативно отразится на инфляции, что сейчас и произойдет в нашей области. Те, кто был против поправок в закон о транспортном налоге, предупреждали об этой опасности и даже выходили в Госдуму с инициативой замены налога на акциз, который бы включался в стоимость топлива.

    Напомним, транспортный налог является региональным налогом. Таким образом, обязанность по его уплате ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Если транспортный налог не будет уплачен вовремя, должнику начисляются пени за каждый день просрочки. По нашей информации, только в Ленинградской области ставки этого налога, увеличенные с начала 2009 года в полтора-два раза, будут уменьшены до прошлогоднего уровня. И то из-за формальной задержки с публикацией областного закона.

    Поделиться