Через неделю, 28 апреля, в Усть-Калманском районе Алтайского края должны пройти вторые торги, на которые выставлено имущество местного совхоза-банкрота. Среди лотов и два дома, где живут три семьи. Люди уже получили письменное требование до 9 мая "освободить помещение".
В такую же ситуацию могли попасть еще четыре семьи и два дома, но там люди как-то исхитрились и выкупили свои жилища. Для Черненко и Катаевых из Усть-Калманки и Казарцевых из поселка Новый Чарыш этот вариант просто не по силам.
Предприятие, где они раньше работали, активно распродает все, что осталось от когда-то крепкого хозяйства. А осталось мало. Все ликвидное имущество было выведено в отпочковавшийся сельхозкооператив с многообещающим названием "Надежда". Так что в качестве конкурсной массы банкрота сейчас продается в основном "социалка" - детский сад, профилакторий, клуб, магазин, водопровод да жилые дома.
Двухквартирный дом Черненко и Катаевых совхоз построил в 1997 году специально для своих работников. "Мы тогда на правлении решили, что квартиры передадим им в собственность после того, как они отработают 10 лет, - рассказала корреспонденту "РГ" Татьяна Лопанова, которая до 2000 года возглавляла совхоз. - Если бы знали, что случится с хозяйством и как поступят с людьми, наверное, сразу бы отдали им дома..."
Случилось же вот что. С тех времен совхоз не раз уже поменял форму собственности, и протокол с решением правления затерялся. Правда, у жильцов на руках имелись договоры, где также было указано, что после 10 лет работы они могут приватизировать дома. Но, по словам Сергея Катаева, в 2005 году эти договоры у них незаконно изъяли, якобы для смены печати, и выдали новые - уже коммерческого найма, где требование обязательной работы в совхозе сохранилось, а вот строчка о приватизации чудесным образом исчезла.
А потом совхоз предложил выкупить квартиры за 70-80 тысяч рублей. Но не у всех тогда, в 2006-2007 годах, нашлись такие деньги. А сейчас и подавно у Катаевых и Черненко нет по 130 тысяч рублей, чтобы вскладчину выкупить дом. Он выставлен на продажу почти за 265 тысяч рублей. А Казарцевым вообще придется собирать 210 тысяч рублей - такая цена заявлена на торги. В прошлом году Катаевы пытались в суде доказать свое право собственности на квартиру. И хотя все свидетели, в том числе и Татьяна Лопанова, подтвердили существование договоренности о приватизации, суд отклонил их требование из-за отсутствия документов.
По мнению конкурсной управляющей Марины Шелиповой, люди оказались заложниками ситуации: "Никто не помешал руководству совхоза вывести ликвидное имущество во вновь созданный кооператив, а теперь все меня обвиняют в жестокости. Но где были власти и правоохранительные органы, когда растаскивалось имущество?"
Прокурор района Илья Бортняк пояснил корреспонденту "РГ": "Устанавливать права собственности нужно только в судебном порядке. Но в данном случае уже есть одно судебное решение, к сожалению, не в пользу жильцов. Поэтому мы сейчас пытаемся найти договоры, где было указано про право собственности после 10 лет работы, но, по предварительной информации, они были уничтожены в 2005 году, когда перезаключали договора коммерческого найма. Что касается выселения, то эту процедуру также можно произвести только в судебном порядке". По словам прокурора, у совхоза нет прав собственности на эти дома. Но даже если он их оформит, граждане вправе через суд требовать компенсацию, поскольку они достраивали дома сами и вложили в них немало средств. Не исключено, что компенсация может быть сравнима со стоимостью этих квартир.