Юридический рынок переживает худшие времена за последние 17 лет. Начиная с конца прошлого года, после пяти лет безостановочного роста рынок юридических услуг стал резко падать. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" в 2008 году суммарная выручка 100 ведущих аудиторских и консалтинговых компаний (включая юридический консалтинг), включенных в рейтинг, составила 43 миллиарда рублей, увеличившись за год лишь на 23 процента, тогда как в течение 2006-2007 годов рынок демонстрировал устойчивый 40-процентный ежегодный прирост. Рост совокупной выручки юридических консультантов, по данным агентства, в прошлом году в среднем составил 5 процентов.
До кризиса, согласно оценкам экспертов Forbs, объем сектора рынка юридических услуг, включающий в себя доходы крупных западных и российских фирм, составлял около 500 миллионов долларов, из них 30 процентов приходилось на российские юридические фирмы и 70 на международные.
Сегодня имеют место массовые задержки оплат уже выполненных работ, а объем текущих заказов по сравнению с прошлым годом сократился вдвое. Такие данные были обнародованы участниками ежегодной конференции "Юридический бизнес в России". По оценкам участников конференции, заказов будет все меньше, особенно в летние месяцы. И только к сентябрю по самым оптимистичным прогнозам возможны улучшения.
Рынок юридических услуг - это одна из составляющих частей бизнеса, которая естественно падает вместе с бизнесом. Кроме того, сокращаются доходы граждан. Люди и раньше не всегда готовы были платить за юридические услуги, сейчас же они если и готовы платить, то гораздо меньше, чем до кризиса.
Наиболее сложная ситуация, считают эксперты, у юристов в крупных компаниях, где они, как и остальные сотрудники, являются штатными единицами. Если компания проводит оптимизацию, то сокращаются и юристы. Хотя, необходимо отметить, что сокращения происходят и в самих юридических компаниях.
Как рассказал Олег Рябоконь, управляющий партнер компании Magisters, заработная база была сформирована на пике роста рынка, поэтому ставки зарплат юристов такие высокие. При этом количество сотрудников значительно превышает текущие потребности многих компаний. Кроме того, нелояльность персонала в годы бума юридического рынка привела к нелояльности юридических фирм к персоналу сейчас. И все же, по мнению эксперта, основные сокращения уже позади, и дальше принимать решения нужно "по-живому".
Олег Рябоконь считает, что в условиях кризиса любое затягивание с внесением ясности в ситуацию гораздо хуже, чем горькая правда. Необходимо вселять уверенность в коллектив и давать твердые обещания, хотя бы на 3-6 месяцев вперед. Если у людей накоплены большие отпускные - пусть их используют. Кроме того, нужно поощрять учебу и повышение квалификации. В целом, же чтобы выжить, по мнению эксперта, надо сократить расходы до минимума и накопить неснижаемые остатки. Сфокусироваться на получении уже заработанного и прекратить распределять прибыль между партнерами до того, как будет более понятна ситуация на рынке. При этом эксперт уверен, что снижать гонорары и часовые ставки нельзя, а скидки необходимо давать только при условии увеличения объемов работы и получения якорного клиента. Работы, конечно, будет меньше, но та, которая будет, сможет компенсировать затраты.
О том, что не так все плохо, говорят и другие участники рынка. Выручка юридических компаний в последнее время действительно уменьшилась. Но спрос на работу юристов растет - сегодня в арбитражном суде приходится стоять в длинной очереди не только при подаче исков, но и ко всем четырем лифтам, рассказал РБГ Эдуард Олевинский, председатель совета директоров Правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". Это, по его мнению, значит, что российский юридический бизнес имеет все условия для роста - национальные юридические компании намного лучше показывают себя в области litigation (судебное представительство) в России, чем зарубежные.
Еще одна "точка роста" юридического бизнеса в России - изменения в закон об ООО, которые с 1 июля этого года откроют дорогу так называемым акционерным соглашениям. Теперь нам незачем выбирать между гибкостью английского законодательства и скоростью российского судопроизводства - их можно сочетать в российском праве, подчеркнул Олевинский.
Напомним, что по данным российской международной юридической фирмы Goltsblat BLP российский рынок юридических услуг по структуре представляет собой адвокатские образования, российские и международные фирмы. Причем иностранных компаний на нашем рынке представлено гораздо больше, чем отечественных - около 50 активных участников рынка, тогда как российских около 25. Большая часть юридических фирм находится в Москве и Санкт-Петербурге. Основные игроки это северо-американские юридические фирмы, юридические компании Великобритании, континентальной Европы и "большая четверка" плюс отечественные правовые компании. Иностранные компании предоставляют услуги крупнейшим российскими транснациональным компаниям на постоянной основе, сопровождая крупные сделки и проекты. Сильные стороны западных представителей, по мнению экспертов компании Goltsblat BLP, это сложившаяся команда профессионалов, деловая репутация, известность и бренд. Помимо этого международные стандарты оказания услуг и богатый опыт. Однако западные компании не всегда понимают российские реалии и особенности ведения бизнеса. Российские же компании наоборот более адаптированы в этом вопросе. Кроме того, как правило, в отечественных компаниях ставки ниже, чем в международных, при высоком качестве работы, отмечают эксперты.
Говоря о прогнозе развития рынка юридических услуг, Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP, рассказал, что в течение последующих 5 лет продолжится процесс слияний и объединений на рынке юридических услуг, как среди международных, так и среди российских юридических фирм. Причем будет сохранена тенденция к объединению юридических фирм, как российских с российскими, так и российских с международными. На рынке будут присутствовать 2-3 крупнейшие национальные компании, которые войдут в число best friends и most recommendend. Помимо этого активно будут развиваться адвокатские бюро и адвокатские партнерства.