Регионы получат дешевые кредиты на строительство дорог, минуя банки

Минтранс ждет от глав регионов заявки на дорожные проекты, под которые они смогут получить "длинный" кредит под щадящие проценты.

Как пояснил вчера корреспонденту "РГ" министр транспорта Игорь Левитин, в скорректированном бюджете предусмотрены 25 миллиардов рублей, которые пойдут на дорожные кредиты регионам. Их будут давать на три года под одну четвертую ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас она составляет 13 процентов, стало быть, "цена" займа составит не более 3,25 процента. А по мере снижения ставки - и того меньше.

Кредиты пойдут через минфин, минуя даже банки с госучастием, рассказал Левитин. И ни на что другое, кроме дорог, использоваться не могут. Фактически речь идет о меченых деньгах. Минтранс будет принимать активное участие в отборе региональных проектов. Эксперты ведомства оценят экономическую значимость каждой региональной заявки.

Однако Союз транспортников России предлагает законодательно гарантировать финансирование федеральной, региональной и сельской автодорожной сети на 5-7 лет вперед. При этом, по оценке профильной организации, объемы целевых источников должны быть не меньше среднеевропейских - около 4 процентов ВВП, а не 1 процент, как сейчас в России. Они настаивают, что эти целевые средства нужно законодательно оградить от изъятия ни одним органом власти на другие цели. В качестве антикризисных мер Союз транспортников советует сократить расходы при реализации инфраструктурных проектов, введя госрегулирование сборов за получение разрешительных документов, получение технических условий, согласований, за проведение экспертиз.

Тем временем интерес к развитию транспорта в сложных экономических условиях, в том числе и на территории России, есть и у других стран. Вчера в рамках международной выставки "Транс Россия" Игорь Левитин провел переговоры со своими коллегами из Словакии и Латвии. С министром сообщений Латвийской Республики Каспарсом Герхардсом шла речь о сокращении автомобильных перевозок под влиянием кризиса. По итогам 2008 года, спад составил 15 процентов. В первом квартале этого года перевезено всего около 50 процентов. В этой связи Игорь Левитин подчеркнул, что одной из важных задач, которые предстоит решить во взаимодействии с латвийскими коллегами, - это повышение эффективности перевозок и сокращение сроков доставки грузов. Как сообщила пресс-служба минтранса, Игорь Левитин выразил готовность рассмотреть вопросы работы автомобильных пунктов пропуска на российско-латвийской границе как на уровне двусторонних контактов с министерством сообщений Латвийской Республики, так и в формате Транспортного диалога Россия-ЕС.

Министр также сообщил, что запланирована реконструкция участков автомагистрали Москва - Рига на территориях Московской, Тверской и Псковской областей. Словакия же выразила заинтересованность в международном транспортном коридоре, отметил корреспонденту "РГ" Левитин. Но уточнять суть переговоров не стал.