В четверг грузинская оппозиция отмечает своеобразный юбилей. Ровно две недели в Тбилиси идут протестные акции. За третью неделю оппозиция обещает вывести на улицы уже всю страну.
Лидер оппозиционного объединения "Альянс за Грузию" Ираклий Аласания убежден, что если грузинские власти "примут решение о разгоне митингов оппозиции, то это может стать для них катастрофой". "Акции оппозиции проходят в мирной форме, мы избрали конституционный путь борьбы за отставку Михаила Саакашвили. Если власти разгонят митинги, то это усилит недовольство населения ими и может привести к катастрофическим последствиям для властей", - подчеркнул Аласания. В свою очередь Саакашвили уже дал понять, что он не намерен уходить в отставку до истечения срока своих полномочий. То есть до 2013 года.
Тем временем в Тбилиси продолжают стягиваться противники Саакашвили из грузинских регионов. Источники в оппозиции уверяют, что они более стойкие, чем столичные жители, будут стоять "до победного конца" и в самый ответственный момент не разойдутся по домам пить вино. Во-вторых, оппозиционеры радикализировали сам способ протеста. Они заполонили Тбилиси клетками, намекая на "тюремный режим Саакашвили". По данным "РГ", к среде в грузинской столице в людных местах и на городских трассах было установлено около 300 таких камер, а их количество к концу недели должно вырасти вдвое. Кроме того, оппозиция "вплотную придвигается" к ключевым государственным учреждениям, блокируя входы в правительственные здания.
Прокомментировать ситуацию в Грузии "РГ" попросила известного грузинского политолога, основателя и руководителя информационного холдинга "Джорджиан таймс" Малхаза Гулашвили.
Российская газета: Что вынудило грузинскую оппозицию сменить свою тактику по истечении второй недели протестов?
Малхаз Гулашвили: Без обострения ситуации грузинской оппозиции ни за что не добиться своей главной цели - сместить со своего поста президента Саакашвили. И они начали действовать: заблокировали клетками вход в мэрию, ряд других зданий, канцелярию президента. Видимо, оппозиция хочет вынудить Саакашвили пойти на силовой разгон акции, всячески провоцирует его.
Кроме того, в столицу начали съезжаться оппозиционеры из грузинских провинций. Недостатком предыдущих акций было то, что в них участвовали только тбилисцы. Пришли, постояли два-три часа и разошлись по домам. В оппозиции рассчитывают на то, что люди из регионов, приехав на митинг, уже никуда не разойдутся и, таким образом, соберется некая "критическая масса".
РГ: Что, по вашему мнению, может произойти в Грузии в ближайшее время?
Гулашвили: Я убежден, что Саакашвили не сможет выдержать такого мощного психологического воздействия со стороны оппозиции. Он, безусловно, сильно раздражен и может предпринять радикальные ответные действия. Кроме того, многое будет зависеть от того, решится ли оппозиция на захват Первого общественного канала. Единственный оппозиционный канал "Маэстро" вещает только на Тбилиси. Если захватить Первый канал, который вещает на всю Грузию, можно донести правду до народа. В грузинских регионах совершенно не знают о том, что на самом деле сейчас происходит в Тбилиси.