23.04.2009 03:00
    Поделиться

    Государственным клиникам грозят лишением платных услуг

    Быть или не быть платной медицине в стенах государственного здравоохранения? Такой поворот получил вчерашний разговор на расширенной коллегии Росздравнадзора.

    В качестве аргумента для запрета коммерческой деятельности помощник Генпрокурора Ольга Шамшина привела статью 41 Конституции РФ, которая гласит: мед услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях должны предоставляться бесплатно. Однако проблема давно вышла за пределы только законодательных норм. Нехватка госденег и средств Фонда обязательного медицинского страхования заставила государственное здравоохранение искать недостающее финансирование в оказании платных услуг. Однако тот механизм, который был предложен сегодня, вызывает всеобщее отторжение, что поставило под сомнение саму идею коммерческого лечения в госучреждении.

    Во всяком случае, проверки Росздравнадзора, Счетной палаты и Генпрокуратуры подталкивают к таким выводам и не оставляют никаких иллюзий. В большинстве регионов на платной основе предоставляются не только дополнительные, но и те услуги, которые входят в стандартный бесплатный перечень. Причем они оказываются в основное рабочее время врачей на оборудовании, купленном за госсчет, в том числе по нацпроекту "Здоровье". Коммерческие пациенты зачастую оказываются в привилегированном положении - их обслуживают вне очереди.

    Часто людей вынуждают платить напрямую врачу или лаборанту минуя кассу. Но и с кассами не все в порядке. Как показали проверки прокуратуры, нередко деньги за коммерческие услуги идут не на специальные счета мед учреждений, а на счета коммерческих организаций.

    Лекарства, которые в стационарах должны выдаваться больным бесплатно, повсеместно продают.

    Пациентов очень легко ввести в заблуждение. Как сообщила председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, которая очень часто посещает различные медицинские учреждения, ей нигде не удалось увидеть на видном месте исчерпывающий перечень услуг, которые больница или поликлиника предоставляет бесплатно - в рамках госгарантий. Она подозревает, что делается это, вернее не делается, с совершенно определенной целью. В результате возникают ситуации, когда государственное учреждение больше половины услуг оказывает за деньги - открыто или завуалированно. И тогда возникает вопрос: а является ли это учреждение государственным?

    Еще одна великая тайна - ценообразование. Выступавшие на коллегии представители контрольных органов признались, что не обнаружили экономического обоснования той или иной цены услуги. А это означает практически неограниченные возможности для ценового творчества. Причем во многих регионах этим творчеством занимаются даже не экономисты, не чиновники региональных органов здравоохранения, а главврачи медучреждений.

    Как считают в Росздравнадзоре, одна из важнейших причин существующей "вакханалии" в сфере платных медицинских услуг в государственном и муниципальном секторе - серьезное недофинансирование программ госгарантий. Даже в благополучном 2007 году дефицит программы государственных гарантий наблюдался в 60 регионах и составил 65,4 миллиарда рублей, а по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования - дефицит 29,2 миллиарда в 58 субъектах.

    Не похоже, что в условиях кризиса финансирование государственного и муниципального здравоохранения у нас улучшится. Какой тогда вывод из этого следует? Пациентов будут обирать еще больше и еще чаще?

    В Генпрокуратуре с этим категорически не согласны. Покуда есть норма Конституции, которая гласит: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений", - она должна строго соблюдаться. По мнению помощника Генпрокурора, исключением могут быть только дополнительные сервисные услуги. С этим согласны и некоторые медики. В частности, известный детский доктор Рошаль. Кстати, в некоторых регионах уже полностью отказались от платных услуг в педиатрии и родовспоможении (например, в Чувашии).

    Ольга Шамшина сообщила, что в этом году Генпрокуратура совместно с Росздравнадзором проведет большую проверку соответствия предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями и по ее итогам выйдет с "соответствующими предложениями в адрес президента и председателя правительства". Это заявление откликнулось неодобрительным гулом представителей региональных органов здравоохранения: "Если официально запретить платные услуги, то люди начнут зарабатывать в тени и складывать себе в карман - вот и все".

    Повторим, введение платных услуг в государственном здравоохранении произошло не от хорошей жизни. Все понимают, что государство реально не в состоянии полностью финансировать все свои обязательства в области здравоохранения. И многие граждане готовы, по крайней мере, частично самостоятельно оплачивать эти услуги. Но хотелось бы это делать с открытыми глазами. Как минимум каждый пациент должен точно знать, за что он уже заплатил в виде налогов, а за что ему еще нужно доплатить. И почему такая-то услуга стоит именно столько, сколько с него запрашивают. Когда есть простые и понятные правила, вопросов не возникает - ни у пациентов, ни у контролирующих органов.

    Поделиться