23.04.2009 01:00
    Поделиться

    Вирна Шейх: В трудные времена надо чаще обращаться к психологу

    Можно с уверенностью сказать: сегодня самая обсуждаемая тема в наших странах-соседях - экономический кризис и его последствия для предприятий. Для многих это возможность пересмотреть сложившуюся ситуацию, извлечь уроки, а дальше с новыми силами продолжать работу. Эксперт, бизнес-консультант, психолог москвичка Вирна Шейх считает: ответственность за кризис, как и выход из него, целиком лежит на том, кто в него попал. Как преодолеть нынешнюю сложную ситуацию в России и Беларуси и выйти из нее с прибылью? Об этом наш разговор.

    - Почему, на ваш взгляд, сегодня, как и во время перестройки и дефолта, наши СМИ снова уделяют большое внимание психологии, парапсихологии, экстрасенсам и так далее?

    - Все эти понятия всегда интересовали человека. Кризис - это уже свершившийся факт, материальное следствие, факт ошибки. Одновременно любой кризис, экономический, на работе, во взаимоотношениях, возрастной означает необходимость коренных изменений в стратегиях, манере поведения. Больший запрос во время кризиса на все, что связано с психологией, философией, является нормальным процессом, дающим человеку возможность задуматься, измениться, искать ответ не только в материальном мире, но и мире метафизическом. У каждого из нас свой путь, свой взгляд, а суть одна. Когда практически уже ничего нельзя сделать, тогда мы обращаемся к вопросам нашего существования, цели, духовности, ошибкам прошлого. Это напрямую касается как бизнеса, заработка, так и здоровья, удовольствия от жизни.

    - Как вы считаете, можно ли заранее спрогнозировать кризис?

    - Я бы поставила вопрос по-другому. В основе любого кризиса лежит сознательная ошибка определенной группы людей. В погоне за прибылью они пренебрегают реальностью ситуации. Срабатывает эффект массового копирования. То есть если я вижу, что другие в этом секторе рынка зарабатывают, и зарабатывают много, я тоже пойду сюда. Это как финансовая пирамида, целью которой является втягивание большего количества людей, предприятий с обещанием быстрых денег. Советам и предостережениям специалистов не отводится должного внимания. Чаще всего эксперты-профессионалы видят, как развиваются события и к чему ошибка может привести, но их оценка развития событий целенаправленно замалчивается. Поэтому прогноз есть, но от общественности он скрывается. В итоге многие устремляются в одни и те же области деятельности, происходит перекос, надувается пузырь, который всегда когда-то лопается, уводит от главного принципа успешности - делать то, что еще никто не делал, или так, как еще никто не делал.

    - Иногда руководство предприятия поздно понимает, что в его "фирме" кризис. А некоторые и вовсе не хотят его замечать до последнего. Как установить причины кризисной ситуации в организации?

    - На этот счет существует множество доступных методик, объединенных общим принципом, то есть анализ первопричин. Руководство ставит эту задачу, активно участвует в решении, но анализ чаще всего приводит именно к ошибкам самого руководства. Сложность момента заключается в том, что трудно обойтись без независимого наблюдения - не каждый сотрудник наберется смелости давать подобную обратную связь руководителю. Для этого и приглашают внешних бизнес-аналитиков, консультантов, аудиторов, которые могут беспристрастно выявить и констатировать определенные факты. Однако просто установить мало, для выхода из кризиса руководству потребуется определенное мужество и гибкость в принятии и изменении своей ошибочной позиции.

    - Можете ли вы дать несколько советов для руководителей предприятий, как выйти из кризиса?

    - Как консультант-психолог я бы обратила внимание на следующие аспекты. Первое. Сосредоточить свои усилия на главном направлении, которое ни при каких условиях не должно пострадать. Это та единственная область, где руководитель обладает конкурентоспособной компетенцией и которая в любых условиях принесет ему выигрыш. Второе. Проверка ближайших бизнес-отношений. Практика показывает: именно в кризисной ситуации надо быть внимательным к партнерам, соучредителям, топменеджерам. Третье. Кризис - это необходимость действовать в условиях недостатка времени, информации, поддержки. В таких условиях единственным точным инструментом остаемся мы сами, наша интуиция. Нужно прислушиваться к себе, своим ощущениям, доверять им больше.

     

    Поделиться