23.04.2009 03:57
Поделиться

На Кубани отставной офицер остался без паспорта, пенсии и крыши над головой

История, которую рассказал обратившийся в Краснодарский филиал "РГ" 50-летний майор в отставке Сергей Гончаров, может на первый взгляд показаться невероятной.

После 30 лет службы он был уволен из Российской армии и оказался на улице, причем даже без паспорта гражданина РФ.

Афипский приют

Корреспонденты "РГ" отправились вместе с Сергеем Михайловичем в станицу Афипскую, что в паре десятков километров от столицы Кубани. Здесь его приютила в своем доме местная семья. Денег с постояльца не берут - помогает по хозяйству. Все, что служивший в "горячих точках" и награжденный несколькими медалями офицер смог вывести из Грузии, - это небольшая хозяйственная сумка с одеждой: свитер, галстук, штаны и, конечно же, военная форма. Стол завален бумагами: бесконечные судебные решения, кассации и множество тонких книжек - законы о прокуратуре, о военных судах, о гражданстве...

В армии Сергей остался после срочной службы, окончил школу прапорщиков, дослужился до майора и должности начальника станции космической связи в Закавказье. В Тбилиси в 1983 году переехал с женой Татьяной и двухлетним Марьяном, а уже в Грузии родился Кирилл. Первый рапорт с просьбой предоставить жилье в Ставропольском или Краснодарском краях в связи с предстоящим увольнением в запас по выслуге лет Гончаров написал еще в 1994 году.

Три года назад его все же уволили и направили на учет в военный комиссариат Прикубанского округа Краснодара. Вот только жилья на территории России не дали, оставив служебную квартиру в столице Грузии. Но в 2006-м году ее забрало минобороны этой страны для своего офицера. Жена с детьми отправились в Украину к родственникам, а майор остался: российский паспорт ему не выдали, а без него нельзя получить загранпаспорт и выехать из Тбилиси.

Долгая дорога домой

Первое время офицер скитался по квартирам знакомых, но "нелегала" стали преследовать местные власти и даже возбудили уголовное дело. В мае 2008 года российское посольство, принявшее активное участие в судьбе майора, помогло с загранпаспортом, и невольный скиталец смог вырваться из Грузии.

Сначала отправился в Ереван, где уже три года в пятом гарнизонном военном суде (ГВС) рассматривались иски майора к командованию в связи с незаконным увольнением без предоставления жилья и прохождения военно-врачебной комиссии. Судебные мытарства - отдельная глава в жизни Гончарова.

- На обжалование действий должностных лиц дается три месяца, - рассказывает он. - Пятый ГВС признал, что я пропустил сроки обращения в суд, но нигде не указал, что нарушены мои права. После кассации окружной суд подтвердил: нормы процессуального права были действительно нарушены. Но во время нового рассмотрения все опять свелось к сроку давности.

Гончаров до сих пор уверен в своей правоте: ведь первое заявление подал вовремя, но в нем были ошибки. А на их устранение ему дали слишком мало времени - до 14 июля, а письмо с определением пришло майору из Еревана в Тбилиси только 18-го.

На Кубань прилетел из Армении в августе 2008 года военным бортом - денег на рейсовый самолет просто уже не было. Два дня обитал на вокзале. В военкомате дали временное удостоверение, военный комиссар Прикубанского округа посочувствовал офицеру и выписал направление в госпиталь. Здесь ветеран вооруженных сил прожил почти месяц.

Хождение по кругу

Друзья помогли с временной регистрацией, и майор наконец-то получил удостоверение пенсионера. На Кубани в его жизни произошло, наверное, самое радостное событие последних четырех лет - наконец-то получил паспорт гражданина Российской Федерации. И смог снять деньги со счета. Казалось, хоть что-то начало налаживаться... А в феврале у Гончарова закончилась временная регистрация, и с марта он опять не может получить положенную пенсию.

Как подтвердил начальник отделения назначения пенсии краевого военкомата Андрей Чикуров, майор подал заявление 29 сентября 2008 года, а в соответствии с законом при несвоевременном оформлении пенсия за прошлое время назначается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Поэтому ему начислена пенсия с 29 сентября 2007 года. За предыдущие месяцы со дня увольнения он уже не сможет ее получить. Кроме того, без регистрации ему не смогут продлить пенсионный лист. Значит, он действительно не будет получать пенсию, пока у него не появится хотя бы временная регистрация.

И теперь без прописки и регистрации он может только подрабатывать у людей, помогая им на полевых работах. Все его обращения в различные суды и прокуратуру пока результатов не принесли. Сейчас он готовит документы в главный Военный суд при Верховном суде России...

- Он имеет право на получение квартиры в собственность как военный, но из-за того, что пропустил срок обращения в суд, вопрос о предоставлении жилья по существу так и не был рассмотрен, - говорит заместитель уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Владимир Козлов. - Суд сделал упор на процессуальную сторону вопроса и, возможно, формально был прав. Но с учетом всех обстоятельств мог бы внимательнее подойти к проблеме, восстановить сроки и рассмотреть дело по существу.

Комментарий

Эдуард Виценец, начальник отделения по работе с гражданами краевого военного комиссариата:

- В соответствии с действующими законами, постановка на учет в органах местного самоуправления для предоставления жилья военнослужащих, уволенных или увольняемых в запас или отставку, после первого января 2005 года не предусмотрена. Поэтому сделать это в настоящее время, к сожалению, не представляется возможным.

Если бы Сергей Гончаров приехал к нам до 2005 года, хотя бы прислал документы или заявление о том, что увольняется, и ходатайство командования, мы бы его поставили на учет в органах местного самоуправления для получения жилья. Сейчас те, кто стал на учет до 2005 года, получают либо сертификаты, либо квартиры. А с первого января 2005 года обязанность по распределению квартир возложена на министерство обороны.

Что касается майора Гончарова, то теперь все вопросы по предоставлению жилья он может решить, только подав в суд на соответствующее командование, которое уволило его из Вооруженных сил и исключило из списков части. Кстати, ему это было разъяснено на личном приеме в военном комиссариате. Мы рекомендовали обратиться в военную прокуратуру Краснодарского гарнизона, так как в компетенцию военного комиссариата Краснодарского края не входит оспаривание приказов командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, решения жилищной комиссии Группы Российских войск в Закавказье (ГРВЗ), а также оформление загранпаспорта.

Все вопросы с жильем он должен был решать во время службы в ГРВЗ через квартирно-эксплуатационное управление. К нам относятся вопросы, связанные с начислением пенсии, и мы этим занимаемся. Он требует перерасчета по выслуге лет, мы направили его личное дело начальнику финансовой службы в округ. И если у Гончарова возникнут еще какие-то вопросы по пенсии, он может к нам обратиться - мы постараемся ему помочь в рамках наших возможностей.

Мнение

Галина Головина, председатель Краснодарского краевого комитета солдатских матерей:

- В нашу организацию отставные офицеры также часто обращаются с различными проблемами, в том числе и по квартирным вопросам. Когда у тех, кто к нам обратился, не получается самим решить вопрос, подключаемся, пишем, звоним, ходатайствуем перед местными властями. Иногда, наоборот, объясняем человеку, что не надо жаловаться, если он не прав и юридически ничего не докажет. Кроме того, наши сотрудники могут обратиться в военный госпиталь при необходимости лечения. Кстати, в этом медицинском учреждении всегда откликаются на подобные просьбы.

За 19 лет работы только с письменными заявлениями в комитет обратился 13 121 человек. А по устным даже не вели статистику: к примеру, во время двух чеченских войн сюда каждый день приходили десятки людей. Все 165 человек, которые числятся в комитете, в том числе в 25 районах края, работают бесплатно. Есть два юриста, и если приходят совсем бедные люди, то можем представлять их интересы в суде.

На заметку

Краснодарский краевой комитет солдатских матерей Краснодар, ул. Коммунаров, 79. Тел. (861) 259-76-03.