Уральцы выступают против космического мусора

С 2012 года Роскосмос намеревается открыть на Урале еще один район падения отработанных ступеней ракет, выводящих на орбиту космические аппараты.

Поскольку в качестве носителей будут использоваться более легкие, чем "Союз", доработанные военные ракеты РС-18, фрагменты первых ступеней носителей будут приземляться уже не в Казахстане, а на границе Свердловской и Челябинской областей.

Космическая перспектива внушает тревогу местным жителям и породила множество вопросов.

Синхронно-солнечные орбиты

Напомним, что в начале 2006 года Роскосмос и правительство Свердловской области подписали договор об "эпизодическом использовании территории региона при запусках космических аппаратов". С этого года спутники запускают с Байконура по новой трассе. По ней их можно вывести на так называемую солнечную синхронную орбиту: космический аппарат пролетает над различными районами Земли в одно и то же местное время. Это широко используется в метеорологии, выявлении черезвычайных ситуаций.

"Гости из космоса", фрагменты второй ступени ракеты "Союз", приземлялись в заданном районе на Северном Урале уже трижды: в октябре, декабре 2006-го и в декабре 2007-го.

По решению правительства области Институт экологии растений и животных УрО РАН осуществляет экологическое сопровождение приема фрагментов отделяющихся частей ракеты-носителя.

- Главная задача - оценить загрязнение среды ракетным топливом, - говорит старший научный сотрудник института кандидат биологических наук Ирина Кузнецова. -  Пробы почвы, воды или снега мы берем накануне пуска и в течение следующих суток после. Особое внимание уделяем погоде, в частности, силе и направлению ветра, чтобы учесть возможный перенос загрязняющих веществ. В результате сопровождения трех пусков "Союзов" мы не обнаружили увеличения содержания нефтепродуктов на территории района падения фрагментов ступеней.

Попасть в яблочко

Использование межконтинентальных ракет РС-18 приведет к тому, что в Свердловской области появится еще один район падения первой ступени ракеты: на границе с Челябинской областью. Но главная тревога связана не с обломками. Если "Союзы" летают на авиационном керосине и кислороде, то в качестве топлива в РС-18 используется гептил. Вот почему требования обеспечения безопасности более строгие: обязательно обнаружение и эвакуация фрагментов из района падения.

Меж тем в непосредственной близости от нового района падения находится природный парк "Оленьи ручьи".

- Как можно отводить под такие цели едва ли не самую экологически чистую территорию области? - недоумевает заместитель директора парка Владимир Чернов. - Попадание обломков на территорию парка, в бассейн реки Серги может привести к катастрофе.

- Мы сочли необходимым вести комплексный экологический мониторинг состояния природной среды районов падения. Как экологи мы исходим из гипотезы, что загрязнение возможно, даже если послепусковые пробы его не обнаружили: можно предположить, что вредные вещества распылились в атмосфере, а потом постепенно осели, - говорит Ирина Кузнецова. - В северном районе падения работа по оценке состояния почв, растительности, животного мира, степени атмосферного загрязнения начата в 2007 году. В Нижнесергинском районе мы планируем начать подобные работы этим летом. В первую очередь будут организованы посты наблюдения на реках, которые снабжают водой Нижние Серги, Верхние Серги, впадают в Нязепетровское водохранилище (оттуда берут воду для Екатеринбурга). Эти исследования позволят отследить любое воздействие упавших обломков первой ступени РС-18, а в случае необходимости - своевременно принять меры.

Ракетчики утверждают: точность попадания ступеней в выбранный район будет гарантирована.

Алтайская история

Но противники использования новой траектории ссылаются на предыдущий опыт запусков ракет над Алтаем. Там "перелеты" и "недолеты", указывают они, отправляют фрагменты отработанных ступеней до 40-60 км в сторону от расчетной территории. Только в прошлом году "отклонились" три обломка: один упал в ста метрах от села, другой пробил крышу сарая, третий, размером три на полтора метра, приземлился во дворе пастуха, чудом никого не убив. В компенсации пастуху, кстати сказать, отказали, поскольку, по объяснению Роскосмоса, "Минфином не отработан финансовый механизм". В случае некоммерческих запусков Рос­космос финансирует только обеспечение мер безопасности и экологический мониторинг.

Данные медицинских обследований алтайцев составляют целую библиотеку: у них отмечают высокую смертность, повышенную онкозаболеваемость, рождение "желтых" детей.

- Еще в 1994 году на Совете Безопасности РФ называлась такая цифра: когда ракета падает, в ней остается до полутора тонн гептила, - утверждает эколог Лев Федоров. - Вот почему не нужно открывать новый район падения в таких условиях - в Коми, на Алтае, в Архангельской области люди уже намучились. Но там плотность населения в два раза ниже, чем на Урале...

Но ракетчики замечают: упоминаемая экологом цифра "до полутора тонн гептила" приводилась в 1994 году в отношении самого большого  носителя "Протон-К". С тех пор, подчеркивают они, ракета была существенно доработана. В "Протоне-М", пуски которого осуществляются с 2001 года, изначально обеспечивалось отсутствие компонентов топлива в баках отработавших ступеней уже перед входом их в плотные слои атмосферы. Но ведь и не "Протоны", а более легкие РС-18 планируется  использовать при запусках космических аппаратов.

Желтый страх

В выпавшем месяц назад в Михайловске желтом снеге люди однозначно обвинили ракетную технику. Хотя первое использование нового района падения планируется не раньше 2012 года.

- Это отражение людской тревоги, - констатирует депутат Нижнесергинской районной Думы Александр Еленин. - Мы рассылаем письма по инстанциям, просим, чтобы нам сохранили чистое небо над головой.

В Челябинской области общественность также против "космического мусора". Мнение населения разделяет глава Нязепетровского района Александр Цыпышев:

- Меня не может не беспокоить потенциальная опасность фрагментов ракет для нашей природной среды. До тех пор, пока мы не получим гарантию безопасности стартов ракет, не получим независимой экспертизы безопасности, - до тех пор народ будет против.

Комментарий

Виталий Самброс, начальник отдела экологического обеспечения создания и модернизации ракетно-космической техники Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Роскосмоса:

- Предприятия Роскосмоса с 1999 года накопили большой опыт работ по приему первых ступеней боевых ракет РС-18. При падении первая ступень РС-18 разрушается в верхних слоях атмосферы, на землю падают ее отдельные фрагменты. Причем не зафиксировано ни одного случая вылета этих фрагментов за пределы отведенного района.

Расчеты, проведенные ведущими институтами Российской Федерации, показали, что компоненты топлива, выброшенные на высотах более 20 километров, не могут достичь приземного слоя атмосферы. Они испаряются, разлагаются, а вторичные продукты неограниченно разбавляются в верхних слоях атмосферы.

Возможные остатки ракетного топлива в закрытых полостях или трубопроводах фрагментов первой ступени оцениваются специалистами в общем объеме не более 20 килограммов.

Практические пуски ракет РС-18 подтвердили отсутствие загрязнений в приземных слоях атмосферы при падении первой ступени. Экологическое сопровождение пусков ракет показало отсутствие загрязнений атмосферы, грунта, водных источников и растительности.

Справка РГ

Компонент ракетного топлива гептил применяется на российской ракете-носителе  "Протон", российско-украинских "Днепр", "Космос"; американских "Титанах"; французских- семейства "Ариан".

Гептил - бесцветная прозрачная жидкость с резким неприятным запахом, хорошо смешивается с водой. Обладает сильным токсическим  (в четыре раза токсичнее синильной кислоты) и канцерогенным действием.

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы предполагает прекращение эксплуатации ракеты-носителя "Протон" и ракет-носителей, созданных на базе конверсионных межконтинентальных ракет, и  переход на использование ракет-носителей только с экологически чистыми компонентами топлива.