23.04.2009 03:56
    Поделиться

    Из 600 новых предприятий сферы услуг Свердловской области за пределами Екатеринбурга открылось меньше половины

    В Екатеринбурге состоялся межрегиональный конгресс индустрии услуг, на который съехались представители восьми субъектов РФ.

    По темпам развития потребительского рынка Свердловская область находится на пятом месте в России и на втором - в УрФО, уступая только тюменским соседям. Ежегодный товарооборот в этом секторе региональной экономики достиг 527 миллиардов рублей, количество занятых -17 процентов активного населения. Из 7,5 тысячи субъектов предпринимательства, зарегистрированных на территории Среднего Урала, подавляющее большинство - малые предприятия.

    В прошлом году уральская индустрия услуг побила два символических рекорда.

    Во-первых, она выдала семипроцентный прирост объемов, опередив в два с лишним раза среднероссийские показатели. Активнее всего расширялись парикмахерские услуги, ремонт жилья, одежды, автотранспорта, а также новые направления - ремонт сотовых телефонов, плазменных панелей, клининг-сервис, организация праздников.

    Во-вторых, в 2008 году за счет предпринимателей было построено и реконструировано свыше тысячи объектов недвижимости.

    По мнению участников конгресса, основная проблема сферы услуг - отсталость технической и нормативной базы.

    - Мировое сообщество движется в шестой производственный уклад - к нано-, био- и информационным технологиям. Малый и средний бизнес, раз уж он объявлен приоритетом экономики, должен основываться на последних достижениях науки и техники, - говорит ректор экономического университета Михаил Федоров.

    Низкое качество услуг и недобросовестность конкуренции - слабые места уральского бизнеса. Количество надомников в связи с кризисом резко возросло, а контроля за этими "бизнесменами" как не было, так и нет. Ни со стороны Роспотребнадзора, ни со стороны налоговой службы. Виной тому пробелы в законодательстве. По словам министра торговли, питания и услуг Свердловской области Веры Соловьевой, в отсутствие федеральной законодательной базы региону приходится "изобретать" местные нормативы, решая таким образом проблемы, копившиеся не один год. Сейчас в регионе разрабатывается собственная программа развития потребительского рынка на 2009 - 2020 годы, которая будет включать в себя, помимо рейтинга муниципальных образований, нормативные акты местного уровня, регламентирующие деятельность таких предприятий. Скорее всего, она будет рассмотрена на заседании областного правительства в четвертом квартале.

    Еще один недостаток уральской индустрии услуг - ее неравномерное распределение. Большая часть предприятий сконцентрирована в областном центре, тогда как глубинка нуждается в парикмахерских, ателье и автомастерских ничуть не меньше. Из 600 новых магазинов и салонов, появившихся в прошлом году на Среднем Урале, 345 находятся в Екатеринбурге и только 40 - в сельской местности. Даже такие крупные города, как Нижний Тагил и Каменск-Уральский, заметно отстали от лидера: 36 и 28 объектов соответственно. Преодолеть различия в обеспеченности жителей больших и малых поселений бытовыми услугами - вот основная задача, которую ставят перед собой региональные власти на ближайшую перспективу.

    По мнению предпринимателей, государственная концепция поддержки малого бизнеса нуждается в корректировке. Вместо точечных финансовых вливаний необходим благоприятный инвестиционный климат: снижение арендных ставок, уменьшение налогового бремени, доступность кредитных ресурсов.

    - Мы отправили пакет предложений в областное правительство, Госдуму и правительство РФ от лица уральского предпринимательства, - говорит председатель регионального отделения общественной организации "ОПОРА России" Евгений Артюх. - В частности, предлагаем освободить инновационные организации от налога на прибыль в течение первых двух лет работы и снизить ставку НДС с 18 до 10 процентов. Кроме того, для тех, кто платит налоги по упрощенной схеме, можно уменьшить ставку, как это уже сделано в Челябинской области, ЯНАО и ХМАО. Было бы логично также на какой-то период "заморозить" введение новой кадастровой стоимости земли, чтобы не поднимались арендные платежи, а энергоносители отпускать малым предприятиям по тарифам для населения. Ведь в условиях кризиса на первое место выходит не экономический, а социальный эффект. Чем ниже издержки, тем больше товаров и услуг сможет произвести малый бизнес. И большее количество безработных трудоустроить.

    Еще одна проблема - низкая профессиональная консолидация. В половине муниципальных образований региона нет советов по развитию малого и среднего предпринимательства, отраслевых СРО, а значит, нет инструментов для диалога с властью.

    - Чтобы подняться над уровнем мелких проблем, малому бизнесу нужно активнее участвовать в общественной экспертизе нормативных актов и программ. Со стороны власти все предпосылки для этого созданы: при всех федеральных ведомствах действуют координационные советы по малому предпринимательству, при полпредстве, прокуратуре, МВД, Госпожнадзоре, Роспотребнадзоре. Только бизнес-сообщество пока слабо проявляет инициативу, - подытожил президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков.

    Поделиться