Минтранс России для сокращения очередей на российско-финской границе разрабатывает типовую схему организации пропуска транспортных средств, товаров и животных по принципу "одного окна".
Совместно же страны намерены расширять территории автопунктов. Так, в "Торфяновке", через которую идет наибольший грузопоток между Финляндией и Россией, будет увеличена досмотровая площадка. Начата подготовка места для стоянки на 400 автомобилей и для расширения трассы. Вчера об этом шла речь на Международном российско-финляндском форуме по транспорту и логистике. Но особый упор был сделан на выработке одинаковых требований для отечественных и финских транспортных средств.
Так стало известно, что наши соседи намерены обложить пошлинами топливо в 400-литровых баках российских грузовиков. Однако Минтранс России считает, что это не будет способствовать упрощению автоперевозок через границу. В свою очередь министр транспорта Финляндии Ану Вехвиляйнен отметила, что необходимо разработать единый порядок разрешений проезда через границу. Вместе с тем она напомнила, что Финляндия вырабатывает свои внутренние экологические нормы в рамках ЕС по содержанию дорожной сети и выбросам вредных газов. Вполне возможно, что и российские автомобили, которые будут допускаться на территорию северного соседа, должны им соответствовать. Пока, правда, речь идет только о весовых стандартах для грузового автотранспорта.
Как подчеркнул глава российского минтранса Игорь Левитин, у наших стран есть перспективы по развитию всех видов транспорта, и сухопутного и морского. В свою очередь Вехвиляйнен акцентировала внимание на интересе финских авиакомпаний в освоение российского неба. За последние 10 лет был открыт один новый маршрут между Хельсинки и Екатеринбургом. Она выразила надежду, что еще 10 лет ждать не придется.
Стороны "сошлись в интересах" на железной дороге, которая может стать хорошей альтернативой по перевозке грузов. На данный момент 90 процентов всех "тяжелых" транзитных перевозок осуществляется по автодорогам. Строительство еще одного 64-километрового железнодорожного перегона между Пятеярве и Каменногорском повысит пропускную способность в направлении Выборга, Приморска. На это российская сторона намерена выделить 45 миллиардов рублей, в том числе и из Инвестфонда.
Что касается скоростного пассажирского движения, то на модернизацию путей отечественные дорожники намерены потратить 35 миллиардов рублей. Уже в конце 2010 года первый двухсистемный электропоезд, который соответствует европейским стандартам, соединит Хельсинки и Санкт-Петербург. Сначала можно будет воспользоваться им один раз в сутки и время пути займет 4 часа. Но уже в 2011 году, когда будет готов путь между Пятеярве-Каменногорском, грузовые потоки не будут мешать пассажирским поездам. Планируется, что курсировать между этими северными столицами будут четыре состава со скоростью 220 километров в час. Что касается таможенных и пограничных процедур, то организация скоростного движения отразится положительно и на туриндустрии, и на трансфертном сообщении Москва - Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород, считают эксперты.