Подмосковные власти намерены увеличить доступность госзаказа для малого и среднего бизнеса, сообщила "РГ" заместитель министра экономики региона Лидия Никифорова.
Это связано с тем, пояснила она, что во время кризиса именно предприниматели способны активно создавать новые рабочие места и быстро адаптироваться к изменчивым экономическим условиям. "По нашим данным, в разных муниципальных образованиях доля государственных закупок у представителей малого предпринимательства составляет от 10 до 100 процентов, - рассказала Никифорова. - Востребованы охранные и клининговые услуги, выращивание цветочной продукции, производство канцелярских и хозяйственных товаров, программное обеспечение, полиграфия и издательская продукция..." Этот список подмосковные власти планируют существенно расширить, и для этого сейчас проводится мониторинг продукции, производимой областными предпринимателями. А чтобы самим бизнесменам было легче сориентироваться, в каких конкурсах и аукционах на госзаказ они могут принять участие, на областном сайте госзакупок (www.gz-mo.ru) в ближайшее время для них появится специальная страничка. К тому же сейчас внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система управления госзакупками в Подмосковье.
"Предельная открытость и прозрачность - главный принцип работы в этой сфере, - подчеркивает Никифорова и поясняет: - Государственные и муниципальные закупки - это более 30 процентов расходной части консолидированного бюджета. Например, в прошлом году было проведено закупок на 120 миллиардов рублей и заключено более 18 тысяч государственных и 124 тысячи муниципальных контрактов. Такой объем можно освоить только в строго регламентированной системе". Ее определяет федеральное законодательство. Но, стараясь добиться предельной прозрачности процесса, Подмосковье пошло еще дальше. "Областное министерство экономики разработало десять административных регламентов, в которых прописан режим исполнения каждой функции госзаказа, каждый шаг чиновника, занятого в этой сфере, - рассказывает Никифорова. - Кухня госзаказа стала очевидной для всех". Примечателен и другой факт: более 90 процентов всех контрактов заключается по итогам торгов. Причем из них более половины - на открытых аукционах. Остальные закупки происходят по итогам конкурсного отбора. А объем контрактов с единственным поставщиком занимает только 5,6 процента. Все это было замечено экспертами - по национальному рейтингу Московская область имеет степень высокой прозрачности закупок (ПР+).
"К сожалению, кризис поставил немало препон на пути поставщика к бюджетным деньгам, - считает Никифорова. - Эту проблему следует решать на законодательном уровне". По ее словам, прежде всего необходимо предусмотреть преференции областным и муниципальным поставщикам, зарегистрированным на территории региона. Ведь поддержка областных производителей - это увеличение налоговых поступлений в областной бюджет. Такие предложения подмосковное министерство экономики подготовило и в ближайшее время направит в федеральные органы власти.
"Бюджеты всех регионов в условиях кризиса становятся более уязвимыми, - продолжает Никифорова. - В соответствии с требованиями административной реформы идет реорганизация в структурах госзаказчиков, изменяются их потребности и в закупках. Без корректировки уже заключенных контрактов не обойтись". Однако сейчас закон позволяет изменить контракт только в пределах 10 процентов, а в ряде случаев - лишь цену закупок. А вот, например, объем поставляемых товаров - нет. Такое положение тоже следует срочно менять. "Тогда бюджетные деньги будут работать эффективнее", - подчеркивает Никифорова.