Завтра в Москву с визитом вылетает митрополит всея Америки и Канады Иона, это его первая поездка в Россию в качестве предстоятеля Православной церкви в Америке (ПЦА). О том, что он ожидает от этого визита, он рассказал "РГ".
Российская газета: Владыка, сроки вашего визита в Россию имеют значение с точки зрения церковного календаря?
Митрополит Иона: Пасха - это, конечно, для церкви время всеобщей радости.
Думаю, отчасти сроки связаны с тем, что Русская церковь хотела и меня принять как следует, и Святейшему Патриарху Кириллу дать возможность освоиться на его новом месте прежде, чем устраивать визиты для зарубежных церквей. В общем, мне сказали, что сразу после Пасхи будет подходящее время...
РГ: Что для вас наиболее примечательно в программе визита?
Митрополит Иона: Уже в воскресенье я буду сослужить Его Святейшеству на литургии в храме Христа Спасителя. В последующие два дня намечены встречи с Патриархом, послом США в Москве, руководителем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП) епископом Иларионом. В среду отправлюсь на Валаам и пробуду там до пятницы. В субботу буду служить литургию в храме Св. великомученицы Екатерины, подворье ПЦА в Москве. Затем в Свято-Тихоновском университете состоятся чтения памяти святителя Иннокентия (Вениаминова, просветителя Аляски), я там выступлю с небольшим сообщением. И, конечно, венцом всей поездки в богослужебном отношении станет литургия с Патриархом в Успенском соборе Кремля.
Намечены также поездка в Троице-Сергиеву лавру, посещение еще нескольких храмов и монастырей.
РГ: Есть какие-то святыни, встречи с которыми вы ждете с особым волнением?
Митрополит Иона: Их так много! В Донском монастыре - святитель Тихон (Белавин, бывший Патриарх, а ранее - епископ Алеутский и Аляскинский). В Лавре - преподобный Сергий, святитель Иннокентий, святитель Филарет... В Успенском соборе - святитель Иона Московский, это мой святой покровитель.
РГ: Ваш визит не просто ознакомительный?
Митрополит Иона: Конечно, нет.
РГ: Какие практические вопросы предполагается обсудить?
Митрополит Иона: Один из наиболее важных вопросов - о конференции, которая должна состояться ближайшим летом на Кипре. Речь пойдет о подготовке к Всеправославному собору, на котором будет обсуждаться единство Американской церкви.
РГ: А в двусторонних отношениях Русской и Американской церквей есть неурегулированные вопросы?
Митрополит Иона: У нас очень теплые и тесные отношения. Я очень рад предстоящей личной встрече с Патриархом Кириллом. Мне также очень приятно, что епископу Илариону Алфееву доверено руководство ОВЦС. Мы с ним знакомы уже пару лет, и я ценю его дружеское отношение.
РГ: В обычной дипломатии главная задача - отстаивать национальные интересы. А в церковной? Отстаивать интересы своей церкви?
Митрополит Иона: Конечно. И самая главная опора для Православной церкви в Америке - Русская церковь. Это наша церковь-мать, она дала нам автокефалию. Но эта автокефалия оспаривается Константинопольским патриархом. В конечном счете это вызов Русской православной церкви. Есть и еще несколько церквей, чью автономию или автокефалию Константинополь не признает.
Это, наверное, сейчас самый главный вопрос в православном церковном мире - какова в нем роль Константинополя? Сам он претендует на первенство...
РГ: Но разве оно не означает лишь первенство чести, а не высшую власть.
Митрополит Иона: Мы об этом и говорим. И Русская церковь, если угодно, отстаивает эту "демократическую традицию"...
РГ: Владыка, напоследок личный вопрос. Вы возглавили Американскую церковь совсем недавно - интронизация состоялась в конце декабря. Как вам работается на новом месте? Что самое приятное? Что самое сложное?
Митрополит Иона: Лучшее - это контакты с людьми. Это ни с чем не сравнимо. И с мирянами в самых разных местах, и знакомство с иерархами на совершенно новом уровне. Наш Синод стал настоящим братством, и я глубоко признателен за это. Это содружество людей, по-настоящему преданных церкви, преданных друг другу. Мне кажется, так и должно быть, - ведь у нас общая ноша. Бремя лидерства в церкви.
А труднее всего... Знаете, я по-настоящему скучаю по монастырю. Одно дело - жить в устойчивом ритме богослужений, по 4-6 часов в день проводить в церкви. А теперь приходится по 12 часов заниматься кабинетными делами. К такой перемене трудно приспособиться.
Если вернуться к вопросу о церковной дипломатии, то характер у меня совершенно американский. Люблю говорить прямо, что думаю. На дипломатические тонкости порой не хватает терпения. Но теперь вижу, что их тоже надо ценить и что этому надо учиться.